Эпитафия для БайкалБанка

Кто и зачем убил некогда сильный региональный банк с хорошей репутацией
A- A+
В истории с БайкалБанком поставлена жирная точка. Центробанк РФ отозвал у него лицензию. Он перешел под управление временной администрации, назначенной регулятором рынка. После всех положенных по закону процедур эта страница в истории Бурятии будет окончательно закрыта. Мы решили разобраться в причинах смерти одного из успешных банков Бурятии, в схемах вывода денег и прочих манипуляциях.

Приговор от регулятора

Весть, повергшая в шок многих клиентов бурятского банка, прогремела в минувший четверг. На крайние меры ЦБ пошел из-за многократных нарушений федеральных законов со стороны БайкалБанка.

«В условиях размещения денежных средств в активы неудовлетворительного качества БайкалБанк (ПАО) неадекватно оценивал принятые в связи с этим риски. После исполнения требований надзорного органа о надлежащей оценке принимаемых кредитных рисков банк полностью утратил собственные средства», – гласило решение регулятора.

По мнению ЦБ, «руководство и собственники БайкалБанка не предприняли эффективных и достаточных мер по нормализации его деятельности, декларируемые ими меры по восстановлению финансовой устойчивости не привели к удовлетворительному результату». Хуже того, в августе в БайкалБанке проводились сделки, нацеленные на вывод активов.

Ситуацию прокомментировал зампред ЦБ Михаил Сухов:

– В преддверии отзыва лицензии на осуществление банковских операций руководством и собственниками банка осуществлены схемные операции и сделки, направленные на вывод из банка активов. В частности, банком были реализованы качественные активы с одновременным отражением на балансе учтенных векселей сомнительных эмитентов. То есть вместо декларируемого «спасения банка» его руководство и собственники активно выводили из него оставшиеся средства.

Отметим, речь идет о новом руководстве БайкалБанка. Прежнее, напротив, било тревогу по поводу вывода активов. Совет директоров, который не успели сменить иногородние акционеры, получившие контроль над банком, провел экстренное заседание и направил в Нацбанк Бурятии – филиал Центробанка России – протокол с фактами рискованных и просто сомнительных операций, проведенных задним числом. 

Это подтвердил и зампред ЦБ Михаил Сухов. 

– Информация о выводе из банка ликвидных активов, в том числе наличных денежных средств, слитков золота, кредитного портфеля и имущества (недвижимости) с заменой на «неликвидные векселя неизвестных юридических лиц» с отражением сделок в операционном дне банка «задним числом» также содержалась в протоколе заседания совета директоров БайкалБанка, – сообщил он. 

Это последнее заседание Совета директоров прошло без участия его председателя Александра Венидиктова. Понятно, почему...

Начало конца

Именно избрание Александра Венидиктова председателем Совета директоров многие эксперты считают началом конца БайкалБанка. Владелец ООО «Бурятмяспром» в прошлом уже был тесно связан с банковским бизнесом. С 2014 года он взялся представлять БайкалБанк в Крыму и в различных федеральных структурах.

Мелкие неприятности начались уже тогда. Из Крыма на многочисленные финансовые форумы России стали поступать сообщения о не расчетах с партнерами, которые участвовали в оформлении сделок по приобретению недвижимости БайкалБанком. 

Но в целом реальных рычагов управления банком Александр Венидиктов не получил. Бессменный с 1998 года председатель правления БайкалБанка Вадим Егоров, проведший банк через несколько кризисов и отбивший рейдерскую атаку в 2006 году, при поддержке местных акционеров полностью контролировал ситуацию. Акции банка не торговались на бирже, допэмиссии были небольшими и распределялись между близкими к банку людьми или предприятиями. Это обеспечивало банку самостоятельность. 

Для того чтобы войти в состав акционеров и получить контроль над БайкалБанком, нужно было поставить его руководство в экстраординарные условия, создать мощные рычаги давления на него. Видимо, это и было сделано минувшей весной не без участия надзорных органов Центробанка РФ.

В марте БайкалБанку вынесли предписание о создании дополнительных резервов на сумму более 300 миллионов рублей. Банк резервы создал, но предписание не было признано исполненным. В результате банк оказался в группе повышенного риска. Как следствие, были введены ограничения на привлечение средств населения, заимствования на межбанковском рынке кредитования, а затем и выдвинуто требование о досрочном погашении ранее полученного в ЦБ кредита под залог золота, заблокирован корреспондентский счет. В итоге к концу апрелю БайкалБанк оказался, образно говоря, «с петлей на шее». 

Дальше – общеизвестно. Закрытие офисов, паника среди клиентов и почти мгновенное появление «спасителей» в лице Виталия Авдеева, Игоря Сараева и стоящего за ними таинственного «банковского альянса».     
     
Финансовый «пылесос»

Сначала Виталий Авдеев и Игорь Сараев были представлены в БайкалБанке председателем Совета директоров Александром Венидиктовым как «советники» и «стресс-менеджеры», задача которых – помочь банку преодолеть последствия апрельского кризиса. Но затем, в том числе при встречах с высокопоставленными чиновниками правительства РБ, их именовали уже представителями будущих акционеров. 

В первых числах июня Вадим Егоров написал заявление об отпуске с последующим увольнением с должности председателя правления БайкалБанка. Управление банком фактически перешло к Александру Венидиктову, Виталию Авдееву и Игорю Сараеву. Началась передача акций новым акционерам – жителям Москвы, Ростовской области и Краснодарского края. Сразу после этого надзорные органы Центробанка РФ признали мартовское предписание исполненным. Можно предположить, что целью оказанного на банк давления как раз и была смена его руководства и акционеров. 

В июле общее собрание уже новых акционеров избрало председателем правления БайкалБанка Виталия Авдеева. Ранее он являлся председателем правления «Финарс Банка», который в декабре 2014 года Центробанк РФ в числе других девяти банковских учреждений привлекал к административной ответственности за нарушение закона о борьбе с отмыванием денежных средств.

Игорь Сараев, назначенный заместителем председателя правления БайкалБанка, некогда возглавлял правление «Далькомбанка», который был присоединен к МТС-банку. Одним из основных акционеров МТС-банка является АФК «Система» Евгения Евтушенкова. В 2014 году Следственный комитет России возбудил в отношении него уголовное дело по подозрению в отмывании денег.

Сразу после избрания нового руководства БайкалБанк начал агрессивное привлечение вкладов населения. 

– По показателю «полная стоимость вклада» в рублях он занимал в июле пятое место среди российских банков, по данным сайта bankovedenie.ru, ведущего мониторинг этого показателя, – отмечает известный финансовый аналитик Максим Осадчий.  

В считаные дни некогда социально ответственный БайкалБанк был превращен в «пылесос». Чтобы собрать как можно больше денег, новое руководство открыло дополнительные офисы в Москве и Омске. К ним, по словам очевидцев, выстраивались очереди «клюнувших» на высокие проценты вкладчиков. 

Однако привлечение средств населения не имеет ничего общего с финансовым оздоровлением, так как увеличивает объем обязательств банка и влечет необходимость создания резервов. Но, похоже, новое руководство БайкалБанка было уверено в снисходительности регулятора. 

Александр Венидиктов прямо заявил о том, что «нам дали некий карт-бланш именно в силу того, что БайкалБанк – единственный в республике и один из первых, зашедших в Крым».     

«Тетрадочный» банк

Однако что-то пошло не так. В начале августа грянул гром – скандал вокруг московского Арксбанка, который, по данным информированных источников, входил в состав «банковского альянса», взявшегося «спасать» БайкалБанк. 

В июле у Арксбанка отозвали лицензию за проведение рискованных операций, а затем временная администрация выявила не учтенные в официальном балансе вклады населения на астрономическую сумму – 35 миллиардов рублей! 

«Арксбанк в отчетности отражал сумму, уменьшенную, по сравнению с реальной, в среднем в 10 раз. Обрезали у всех по-разному, видимо, был свой алгоритм в зависимости от дня недели и масштаба привлечения. Первичная отчетность была сфальсифицирована под эту цифру. Была АБС (автоматизированная банковская система. – Прим. ред.), которая вела теневой учет остиальных денег, которые по счетам банка вообще не проходили, а судя по всему, были примитивно похищены. То есть банк жил в двух измерениях – одновременно существовал официальный баланс и так называемая черная тетрадка с забалансовым учетом вкладов», – писали «Ведомости» о деятельности Арксбанка. Все это делалось для того, чтобы не создавать обязательные резервы под привлеченные вклады и не платить налоги. Такие вклады и банки финансисты называют «тетрадочными». 

После занимательных открытий в Арксбанке Центробанк РФ начал проверку других структур «банковского альянса». В том числе обратил взор и на только что перешедший под контроль этой финансовой группировки БайкалБанк. Проверяющие ЦБ зашли в московский филиал, а затем и в головной офис в Улан-Удэ. Судя по всему, они нашли там много интересного, так как почти сразу последовало отключение банка от БЭСП – системы банковских электронных срочных платежей. 

Со своей стороны, новое руководство БайкалБанка занялось экстренным выводом активов, о чем и рассказал впоследствии зампред ЦБ РФ Михаил Сухов. 

По нашим данным, Александр Венидиктов в срочном порядке отозвал из банка деньги, ранее внесенные в качестве «финансовой помощи». Не ему ли предназначались более 45 миллионов рублей наличными, изъятые из кассы накануне дня выплаты пенсий улан-удэнским пенсионерам, а также золотые слитки на сумму свыше 40 миллионов рублей, вывезенные самолетом в Москву? 

Косвенно это предположение подтвердил зампред Центробанка РФ Михаил Сухов, который сообщил, что с баланса БайкалБанка была списана оказанная ранее безвозмездная финансовая помощь ее акционера.

Чтобы выиграть время для вывода активов, руководство БайкалБанка даже подало в суд на регулятора, пытаясь оспорить введенные против него санкции. Центробанк РФ отреагировал на иск просто, но кардинально – отозвал лицензию.

«Помним, любим, скорбим»

Теперь в БайкалБанке работает временная администрация. А дальше по процедуре должны начаться выплаты вкладчикам, передача кредитных обязательств в другие банки. Агентство страхования вкладов (АСВ) уже заявило, что выплаты начнутся с 1 сентября. А до 24 августа должны определиться банки-агенты, через которые будет происходить возмещение.

Возврату, впрочем, подлежат только вклады до 1,4 миллиона рублей. Все, кто доверил БайкалБанку большую сумму, смогут требовать свои деньги в процессе ликвидации. Они будут отнесены к кредиторам первой очереди. Хотя не факт, что оставшихся активов хватит, чтобы закрыть все долги.

Если же вклад оказался «тетрадочным», то придется собрать все документы по счету, принести их в банк-агент и написать заявление о несогласии с размером возмещения. В случае отказа в выплатах – обращаться в суд.

Те, у кого остались в «БайкалБанке» непогашенные кредиты, должны дождаться от временной администрации банка информации о реквизитах, по которым теперь нужно платить. До этого момента платить не нужно, так как, по имеющимся сведениям, кредитные портфели были переданы сомнительным структурам. Эти сделки могут быть отменены, и кредиты просто передадут другому банку. Но пока этого не произошло, есть риск, что ваши платежи попадут в руки проходимцев, а долг не уменьшится. 

Между тем жители Бурятии уже грустят по безвременно почившему банку, возмущаясь бюрократическими системами платежей других кредитных организаций. 

БайкалБанк действительно был одним из самых удобных в плане перевода денег, оплаты коммунальных услуг и прочего. Теперь такой возможности у жителей Бурятии не будет. Поэтому теперь, когда все уже свершилось, а страсти улеглись, мы можем от чистого сердца сказать о БайкалБанке: «Помним. Любим. Скорбим».

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.