26.07.2006
Любопытный мониторинг провела Российская академия государственной службы. Речь идет о привлекательности государственной и муниципальной службы в различных регионах России. В Бурятии, как оказалось, быть чиновником считается не особенно престижным. Основная причина кроется в низкой официальной оплате труда.

Среди 87 регионов Бурятия оказалась на "почетном" 79 месте. При мониторинге учитывались размер внутреннего регионального продукта, прожиточный уровень населения, зарплата чиновников всех уровней и другие параметры. В общем-то, учитывая традиционную депрессивность региона, вряд ли это может вызвать удивление.

Гораздо интересней распределение доходов в виде зарплат среди наших чиновников. Разделительная полоса между чиновниками, работающими в Бурятии, проходит сразу по двум направлениям. Особо выделяются в данном случае сотрудники территориальных подразделений федеральных органов власти, которых по праву можно считать самыми обделенными чиновниками современной России. Во-первых, сам по себе уровень оплаты их труда строго регламентирован и оставляет желать лучшего. По данным Росстата, в первом квартале нынешнего года "федералы", работающие в Бурятии, в среднем получали 8,282 рубля. А вовторых, их доходы даже близко нельзя соотнести с доходами коллег, работающих в центральном аппарате федеральных министерств и ведомств и получающих благодаря различным доплатам и надбавкам в 2—2,2 раза больше. Что особенно интересно, в Бурятии прожиточный минимум в 1 квартале этого года составлял 8382 рубля.

Таким же образом строятся взаимоотношения региональных властей и органов местного самоуправления. Формально они, конечно, отделены друг от друга, однако в реальности муниципалитеты попрежнему находятся в полной зависимости от правительства Бурятии, в том числе и в сфере оплаты труда. Именно поэтому доходы республиканских и муниципальных служащих не идут ни в какое сравнение друг с другом. Региональная власть в Бурятии получает у нас в среднем 11,5 тысяч рублей, а муниципалы 4,2 тысячи. Возможно, поэтому коррупция является у нас довольно обыденным явлением.

Но даже такие невеликие по сравнению с другими регионами суммы Москве не нравятся. Излишняя активность региональных чиновников в деле повышения своей заработной платы с завидной регулярностью вызывает недовольство Минфина. В Бюджетном кодексе РФ достаточно четко прописано, что в субъектах РФ, получающих финансовую помощь из федерального бюджета, средняя зарплата региональных чиновников не может быть выше зарплат работающих там же федеральных служащих. Однако добиться сколько-нибудь значимых результатов главное финансовое ведомство страны так и не смогло даже несмотря на солидное подспорье в виде действующего законодательства. Реальных механизмов воздействия на региональные администрации у федеральных властей нет. Выявить нарушения — это одно, а заставить перекроить всю систему оплаты труда, принятую на местах, совсем другое.

^