30.08.2006
С уверенностью можно сказать, что в сентябре повысятся цены на хлебобулочные изделия. Эксперты предполагают повышение стоимости буханки хлеба в зависимости от сорта на 30—50 копеек. У пекарей есть все экономические обоснования для такого непопулярного шага.

Главными причинами генеральный директор "Бурятхлебпрома" Борис Цыденов считает непрекращающийся рост цен на горючесмазочные материалы и повышение тарифов на электроэнергию. С ценами на муку ситуация более предсказуемая: в предстоящем повышении фактор сырья роли практически не играет.

Ценовая политика будет обсуждаться 7 сентября на очередной гильдии хлебопекарей республики. Но и без этого насущного вопроса пекарям есть о чем поговорить.

В последнее время как крупные предприятия в лице "Бурятхлебпрома", так и мини-пекарни, коих в Улан-Удэ не счесть, столкнулись с проблемой иногородней экспансии. На рынок, казалось бы, скоропортящегося хлебобулочного продукта агрессивно заходят компании из других регионов. В качестве примера Борис Цыденов приводит ангарскую компанию "Каравай", которая с успехом успевает привезти в Улан-Удэ хлеб и "кондитерку" и продать ее относительно свежей. Кондитерские изделия в Бурятию, даже торты, стали завозить аж из Челябинска.

Примечательно, что ангарцы продают свою продукцию через местные торговые точки в среднем на 2—3 рубля дороже, чем местные производители. Как ни парадоксально, народ покупает. Борис Цыденов сетует, что согласно договоренности с правительством республики, учитывая социальный статус хлеба, местные производители до последнего пытаются не повышать цены, считая каждую копейку. А при этом иногородние делают на рынке что хотят.

В этой связи вытекают два печальных вывода. Если кто-то завозит например тонну хлеба, следовательно, местные эту тонну недопекают, а значит, снижается количество рабочих мест, не растет зарплата и налоги уходят в другой регион — все элементарно.

Второй вывод более глубинный. Сейчас при рентабельности производства на том же "Бурятхлебпроме" в 9—10 процентов у предприятия нет возможности не только развиваться, но и поддерживать устаревающее оборудование на должном уровне. Несколько лет назад специалисты подсчитали, что для нормальной работы хлебобулочного предприятия с инвестиционной составляющей рентабельность должна быть не ниже 20 процентов.

Правительство Бурятии, справедливо заботясь о населении, постоянно давит на хлебопекарей идеей минимально возможных цен на хлеб насущный. При этом загоняя производителей в экономический тупик. Директор "Бурятхлебпрома" мрачно комментирует: " Ну, продержимся мы еще год-два, а дальше начнет все рушится. Вот самолеты падают, и нет ничего удивительного, если они собраны 30 лет назад. Так же и у нас". И не надо забывать, что хлеб понятие не только социальное, но и стратегическое. В кулуарах мэрии сейчас впрямую говорят: ну, не будет "Бурятхлебпрома" — город выживет с помощью мини-пекарен, благо их хватает. Но пекарня производит 300 килограммов в сутки, а комбинат — 30 тонн. В случае форс-мажорных обстоятельств коих в России хватает, в Бурятии запасов просто не будет.

По мнению Бориса Цыденова, существует реальная возможность диверсификации цен на хлеб. То есть чиновники могли бы определить социальные слои населения, которым хлеб можно продавать по низкой цене, а остальным — по более высокой. Естественно речь в таком случае пойдет о компенсации пекарям со стороны государства, поэтому правительство республики пока отмалчивается. Но, возможно, 7 сентября на Гильдии этот вопрос будет обсуждаться.

^