30.08.2006
Какой должна быть идеальная школа? С хорошими преподавателями, дружным коллективом, суперсовременной или со старыми добрыми традициями? Сколько людей — столько и мнений. На самом деле идеальных школ нет, но стремиться к идеалу не вредно. Как с этой задачей справляются самые рейтинговые улан-удэнские школы?

Два языка плюс латинский

В последнее время многие родители предпочитают отдавать своих детей в элитные лицеи, гимназии или школы, имеющие самый высокий рейтинг в республике. Поступить в такие учебные заведения очень даже не просто. В гимназию 33 в первый класс берут только школьников своего микрорайона, но если есть возможность, зачисляют и счастливчиков со стороны. Желающих более чем достаточно.

Чем вызвана такая популярность, объясняет директор 33 гимназии Дарима Халтаева:

— В рейтинговых гимназиях больше индивидуализации. С восьмого класса дети у нас изучают несколько профилей: химико-биологический, историко-правовой, лингвистический, естественно-математический и филологический. В этом году был эксперимент с таким спецкурсом, как журналистика. Мы планируем включать в процесс обучения журналистов нашего города. Ведь та методика, что преподается в вузах, — это одно, но у людей, которые в данный момент работают в этой сфере, есть свои технологии.

История Бурятии здесь изучается досконально. Плюс обязательные гимназические компоненты — это изучение двух языков плюс латинского. Кроме того, 33-я гимназия вплотную сотрудничает с БГУ. Поэтому, к примеру, такие предметы, как химия и биология, ученики изучают в вузе, в специальной лаборатории. Гимназия 33 одной из первых поставила вопрос непрерывного образования.

Несмотря на столь широкое поле деятельности гимназистов и шестидневную учебную неделю, Дарима Константиновна не считает, что дети слишком загружены.

Дети в этой гимназии не только грызут гранит науки, но и имеют возможность отвлечься от занятий. В гимназии издается своя газета "Сканер", выпускаются сборники лучших сочинений, даже есть свой гимн и девиз. Есть и свой самодеятельный театр. Недавно некоторые ученики участвовали в школе мировой культуры ЮНЕСКО, в фестивале "Дети Азии" и т.д.

Что касается национального проекта, тридцать третья гимназия имеет самый высокий рейтинг в десятке школ-победителей. Oроект назывался "К вершинам успеха" гимназии, и, как оказалось, название полностью оправдало себя. Заработанный на конкурсе миллион гимназия уже начинает осваивать. На эти деньги ученикам будут прививать информационную и правовую компетентность.

Подготовка кадров для МВД

Школы, имеющий наивысший рейтинг, чуть ли не каждый год внедряют что-то новое в свои программы обучения.

В числе таких новаторов гимназия 29, которая является дипломантом первого Всероссийского конкурса школ России. Здесь также представлена разнообразная образовательная программа, много профилей в старшей ступени образования: медицинский, историко-правовой, гуманитарный, филологический, восточный, социально-экономический. Рассказывает директор гимназии Жаргал Будожаповна Сультимова:

— В этом году мы организовываем единственный в республике профиль — первый проект в Бурятии совместно с МВД Бурятии для подготовки кадров для высшей школы МВД от республики. В класс МВД мы приглашаем только юношей с последующим поступлением в высшие школы МВД города Читы, Омска и Иркутска.

На качественном уровне в двадцать девятой гимназии преподается бурятский язык, история культуры и литература Бурятии. Кроме бурятского, обязательно изучение английского и еще одного языка.

По словам Жаргал Будожаповны, кроме разнообразных продвинутых программ обучения, в гимназии особая атмосфера. Потому всегда очень много желающих отдать ребенка в такое заведение. Но набор детей в первый класс гимназии производится только по программе для одаренных детей.

В школу — как в вуз

В последнее время в некоторых школах стало модно введение вузовской программы, когда ученики чуть ли ни с первого класса изучают те же предметы, что и в высших учебных заведениях. Яркий тому пример — школа 17 и лицей 27.

Школа 17 является частью университетского комплекса ВСГТУ. В ближайшем будущем в этом учебном заведении будет осуществлен оригинальный совместный проект. Дети с пятого класса будут обучаться по программе, близкой к вузовской.

В политехническом лицее 27 готовятся к организации разноуровневого содержания обучения, ко внедрению новых образовательных технологий для одаренных и интеллектуально продвинутых школьников. Создатели такого проекта считают, что к одаренным детям нужен особый подход. Поэтому в лицее будут стараться осуществлять личностно ориентированное образование, направленное на каждого ученика, на создание условий для развития личности с доминирующей активной жизненной позицией. Новая модель школы — гимназия экономики и управления, так называемая комплексная школа-вуз.

В республике будут выращивать новый тип учителя

Проект социального ориентирования готовит школа развивающего обучения 9, где на полученный миллион будут формировать новую модель учителя. По их мнению, учитель новой формации — это не "урокодатель", а педагог, который развивает ученика во всех отношениях. Кроме того, уже запущен интересный проект совместно с министерством экономики и управления РБ и союзом промышленников и предпринимателей.

Школа-сад 108 в этом году готовит эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек. Учебная программа одинакова, но методика обучения разнится с учетом психофизических особенностей детей. Объединять ребят будет внеклассная работа. Если говорить об инновационном проекте, то на полученный миллион руководство планирует закупить оборудование для минитипографии, чтобы "привить детям навыки и знания о полиграфической деятельности в информационном мире".

Как известно, в Бурятии в этом году в рамках реализации национального проекта "Образование" проводился конкурсный отбор лучших инновационных школ, в котором приняли участие 64 школы республики. В результате одержали победу 29 школ. Они уже получили по одному миллиону рублей в качестве государственной поддержки.

^