13.09.2006
Мы общаемся друг с другом постоянно, из этого и состоит жизнь. Психолог Юрий Алексеенко считает, что общение — это не только разговор, понять о чем думает человек и что он переживает можно и без слов. Причем каждый научиться искусству видеть человека "насквозь" под силу каждому. Для этого Юрий Александрович совместно с группой специалистов разработал принципиально новый тренинг-курс. После двухдневных занятий любой из нас сможет просканировать собеседника в момент разговора, узнав даже то, что он и не собирался рассказывать.

Люди не склонны говорить правду

— К сожалению, люди не склонны говорить чистую правду, чаще всего мы пытаемся себя приукрасить, показать, что мы лучше, чем есть на самом деле. Это происходит и дома, и на работе, и во время развлечений, — уверяет Юрий Александрович, — хотя где-то на уровне интуиции многие понимают, что им говорят неправду, но непосредственно до сознания это не доходит.

По словам психолога, применение такой техники необходимо как в личной, так профессиональной деятельности. Например, вы бизнесмен и должны заключить важную сделку с партнером, который предлагает вам выгодное, казалось бы, сотрудничество, а вы соглашаетесь, хотя что-то неуловимое в его поведении ясно указывает на то, что не все так безупречно. Но вы, не найдя логических доводов для отказа, договор все-таки заключаете. А заканчивается все провалом. Хотя обман можно было увидеть сразу же во время предварительного разговора по лицу, по движениям тела, жестам и прочему. Но особые знаки не были своевременно "считаны". Мы все-таки надеемся на то, что нас окружают люди слова. На самом деле все совсем не так.

— Мы говорим одно, а думаем другое, — считает Алексеенко. — И вот это другое, происходящее у нас в голове во время разговора может "считываться" и приносить реальную пользу, чтобы избежать впоследствии неприятных ситуаций. Если это вопросы мелкие, бог с ними, но если дело касается чего-то серьезного?

Алексеенко как раз превращает вас самих в своеобразный "детектор лжи", который почти невозможно обмануть. Сфера применения таких знаний довольно широка. Это придется кстати и при выборе нового сотрудника, и для уличения мужаизменника, и чтобы понять, как относится к вам начальник и т.д.

Считывать информацию — легко

Считывать информацию можно довольно легко, если этому научиться. Здесь важно все. При произнесении одной из фраз собеседник почему-то наклонился, поправил галстук или посмотрел в сторону. Мы отмечаем такие вещи, но не соотносим их с ходом разговора, а на самом деле все взаимосвязано. Хотя иногда человек действительно в этот момент думает не о том, о чем вы говорите, а чем-то своем, но это редкий случай. В большей степени все реакции, которые наблюдаются в момента, к нему и относятся.

Если какая-то реакция есть, но мы не знаем, как ее интерпретировать и что за ней стоит, мы пропускаем огромное количество информации.

Еще пример. Вы идете на рынок или магазин. Выбираете вещь, спрашивая продавца о качествах товара. Понятное дело, что тот вам товар свой расхваливает, и вы эту вещь покупаете. Пришли домой, померили, внимательно рассмотрели, потрогали — это совсем не то, что вы хотели, а всего лишь подделка, цена которой значительно ниже той, по которой вы ее приобрели. В итоге вы переживаете, а ведь все это можно было предотвратить заранее, сохранив время и нервы.

Юрий Александрович считает, что людей с детства отучают наблюдать за поведением человека. Хотя у детей как раз есть все навыки считывания информации: они улавливают малейшие интонации в вашем голосе и манеру поведения и многое чувствуют и без слов. Но постепенно благодаря взрослым эти навыки теряются.

— Взрослые говорят маленькому ребенку, чьл нельзя пристально смотреть на незнакомых людей. У нас так не принято. Сел в автобус, маршрутку — в глаза смотреть незнакомому человеку тоже нельзя. Это может вызвать раздражение и даже скандал. С возрастом у ребенка постепенно такие навыки пропадают. Однако эти навыки наблюдения и правильной расценки поведения человека можно и нужно восстанавливать.

Взгляд Путина

Есть признаки всем известные: например, нужно обращать внимание на движение глаз. Человек, смотрящий вверх и влево, вспоминает информацию, а вверх и вправо — информацию конструирует. Эта конструкция — и есть ложь, когда человек рассказывает о том, что могло бы быть, но на самом деле не было. Если же человек смотрит вниз и влево, то его слова могут быть неправдой или контролем информации, когда как бы ставится фильтр, и мысль постоянно контролируется.

— Посмотрите на раннего Путина. Он все время перед важной фразой смотрел вниз и влево: шел постоянный жесткий контроль — что можно сказать, как можно сказать.

Второй важный фактор — это поведение в целом, связанное с положительной либо отрицательной реакцией. Ведь у нас есть как бы внутренняя реакция тела. Когда мы внутренне соглашаемся с собеседником, у нас происходит сужение зрачков, возможно покраснение лица, корпус тела наклоняется чуть-чуть вперед. Если внутренняя реакция отрицательная, мы чуть-чуть отстраняемся, взгляд становится расфокусированым и останавливается, зрачки расширяются.

Также есть такие понятия, как поза закрытая и открытая. Но все это частично соответствует действительности, ведь у каждого из нас есть свои специфические жесты, и они не обязательно расцениваются у всех одинаково. Это лишь первый уровень познания, но есть более глубокий уровень, который и будет изучаться на недавно созданных курсах: это отслеживание всех реакций человека во время разговора и того, что происходит вслед за изменением в поведении.

Такому не учат больше нигде

— Мы можем практически в каждый момент нашего разговора проводить диагностику нашего собеседника, — уверяет психолог. — О человеке можно узнать очень многое, ничего у него не спрашивая.

По словам Юрия Александровича, этот тренинг авторский, аналогов которому в России пока нет. Идея создания таких курсов пришла в голову улан-удэнскому психологу не случайно. По мнению Юрия Александровича, в наш век нельзя пренебрегать двумя главными ценностями —информация и время. К тому же, видеотренинг, который входит в состав этих обучающих курсов, поможет увидеть то, что раньше мы никогда не замечали.

—Говорят, что японцы, у которых, как известно, не принято смотреть в глаза, во время разговора смотрят собеседнику на подбородок, — рассказывает Юрий Алексеенко. — Зачем? А все потому что если мы смотрим на подбородок, то нам периферическим зрением хорошо видно все тело: что делают во время разговора и как выглядят глаза, лицо, руки, поза тела и т.д. Заметно даже дыхание. Если же мы смотрим лишь в глаза, которые притягивают нас и отвлекают от всего остального, то теряем ценнейшую информацию.

Поэтому удобно если знающий человек осмысленно сканирует и осмысливает все в целом. Ведь малейшее движение корпуса тела, ноги, руки — уже что-то значит. По словам создателя новых курсов, всю приобретенную информацию очень сложно держать в уме, что не всем дано, но научить этому можно. Особенно такие навыки необходимы тем, чья профессия связана с постоянным общением с людьми.

После двухдневных курсов-тренингов не поддаться сканированию смогут разве что профессиональные мошенники. Например, те, что дурачат жителей крупных городов постоянными лохотронами. Эти люди сутками репетируют собственное поведение, как актеры, по сотне раз отрабатывая интонацию и каждую мелочь, чтобы выглядеть наиболее искренне в момент обмана.

Остальных людей, как обещают разработчики тренинга, можно будет сканировать без особых усилий, причем базового навыка приобретенных знаний хватит на всю жизнь.

^