20.09.2006
Улан-удэнские маршрутчики не выдержали противостояния с мэрией в рамках цивилизованных переговоров о стоимости проезда и в одностороннем порядке подняли цены до 10 рублей. Еще за несколько дней до часа икс в салонах микроавтобусов были развешаны объявления с информацией о повышении платы. Мотивировка была проста и предсказуема — подорожание горюче-смазочных материалов.

Власти не преминули воспользоваться таким "анонсом". В конце прошлой недели Республиканская служба по тарифам распространила предупреждение о незаконности действий водителей.

В частности, в нем говорится, что самовольное повышение тарифов является нарушением российского законодательства. В мае этого года проходили публичные слушания по поводу повышения тарифов за проезд, но на них перевозчики не смогли доказать необходимость повышения цены, и было выяснено, что проезд стоимостью 9 рублей позволяет покрывать все расходы, связанные с перевозкой пассажиров, и получать прибыль.

Следует учесть, что с мая топливо уже значительно подорожало. "Маршрутчики" после майского отказа пытались выйти на контакт с властями, но безуспешно.

Как заявил "Номер один" заведующий отделом транспорта Александр Щукин, "такое повышение стоимости проезда незаконно. Перевозчики обращались в Республиканскую службу по тарифам о поднятии цен за проезд, но такого разрешения не получили. Насколько мне известно, они написали открытое письмо на имя президента и мэра города, но в администрации города факт получения такого письма не подтверждается".

Вот при таком раскладе в субботу с утра в маршрутках началась полная неразбериха. На некоторых маршрутах продолжали брать по 9 рублей. На других водители не давали сдачи с десятирублевой купюры, но в то же время не требовали добавить, если пассажир по привычке давал ровно девять. Словесные перепалки вспыхивали, как сухой порох. Пикантности добавляло транслируемое по местному "Авторадио" предупреждение Республиканской тарифной службы о незаконности повышения цен, которое звучало прямо в салонах микроавтобусов во время проезда.

На прошлой неделе тарифная служба сообщила, что с 16 сентября будет создан оперативный штаб совместно с ГИБДД, транспортной инспекцией и другими службами для проведения рейдов на дорогах, по выявлению водителей, нарушающих дисциплину цен. По всем таким нарушениям чиновники, кроме наложения административного штрафа, должны направлять предложения в администрацию города по расторлению с нарушителями договора на осуществление автомобильных пассажирских перевозок. Кроме того, в отношении особо упертых перевозчиков может пойти речь об аннулировании лицензии на право осуществления пассажирских перевозок и изъятии незаконно полученной прибыли.

Может быть, этот штаб и был создан, но, как сообщил Александр Щукин, рейды по отслеживанию цен в маршрутках стали проводится только с понедельника 18 сентября. Таким образом, система пассажирского транспорта в УланУдэ в выходные дни властями не контролировалась, а водители продемонстрировали полное пренебрежение к чиновникам.

Очевидно, ответные жесткие карательные и фискальные действия властей не заставят себя долго ждать. Например, уже несколько недель маршрутки после 22 часов берут за проезд от 10 до 15 рублей. Мэрия, естественно знала об этом, но не реагировала. Теперь же в отделе транспорта заявили, что если у водителя есть желание брать плату за проезд в вечернее время выше установленной, то он обязан поставить в микроавтобусе кассовый аппарат и снять табличку с номером маршрута, то есть стать ближе к полуночи обычным таксистом. Но как собираются надзорные органы контролировать этот процесс в вечернее время, не совсем понятно.

^