04.10.2006
Хорошо, конечно, что у нас в городе становится все больше магазинов самообслуживания. Вот только супермаркетами их называть язык не поворачивается. Все-таки "супер" — это когда хорошо и даже замечательно. А в улан-удэнских магазинах с открытыми полками даже при условии низких цен, высокого качества продуктов и широкого ассортимента всегда присутствует фактор, буквально отравляющий жизнь покупателя. Это охрана.
Наши читатели уже неоднократно жаловались в "Народные новости" на хамское поведение охранников в магазинах, но даже периодические материалы с разъяснением прав потребителя не имеют, оказывается, пока должного воздействия. Так, покупателей повсеместно заставляют оставлять свои вещи в ячейках разной степени хлипкости или сдавать их на хранение на полочку. Не успеешь войти в магазин с сумкой чуть крупнее кошелька — коршуном вьется человек в черной униформе, грудью встает за защиту прохода в торговый зал. Хотя что на самом деле может он сделать? Лишь предложить клиенту для вящего удобства оставить сумку на хранение. А клиент может спокойно отказаться. Хорошо, отказываемся. Кстати, в не очень больших магазинах для этого по вечерам часто есть повод — все ячейки попросту оказываются заняты. Так ведь что доблестная охрана предлагает? Ждать. И люди покорно ждут, хотя и не обязаны вовсе. Только раз пришлось лично наблюдать, как смилостивились над покупательницей с сумкой в одной руке и уставшим сынишкой-дошколенком — в другой. И только потому, что ребенок едва не плакал, устав стоять у стенки. Нечего сказать, защитили товар в магазине. От кого?

А в солидных больших магазинах охрана старательно оттесняет покупателей к столику, где "вам нужно запаять сумку в полиэтилен". Невинный взгляд и замечание, мол, "это для вашего удобства" вовсе не скрывают под собой, что таким образом всех поголовно покупателей заведомо подозревают в воровстве. Путем мягкого нажима и настойчивого предложения почитать "Примерные правила торговли" удается справиться с рвением охранника и попасть в торговый зал, минуя унизительное запаивание, а перед тем — рассовывание по карманам сотового, бумажника, списка покупок, ручки, чтоб вычеркивать пункты... И сразу попасть под не менее унизительное перекрестное наблюдение сотрудников охраны. А почему бы вообще не заклеивать и карманы? Туда ведь можно мелочей, как и в сумку, напихать. А еще хорошо бы руки за спиной связывать, чтоб вообще не тырили.

Вы таки прошли к полкам с сумкой? Все, теперь за вами по пятам начинают ходить люди в черном, яростным шепотом сообщая друг другу по рации, в какой отдел вы направляетесь. Эти шпионские игры (прямо как будто в детстве в войнушку не наигрались) были бы только смешны (особенно когда торговый зал состоит из пары полок и в каждом углу - по охраннику), не выгляди они со стороны так нелепо и противно. Конечно, есть небольшая вероятность, что вот тот солидный мужчина в хорошем костюме, или эта элегантная барышня, или молодая семья с малышом окажутся клептоманами и стянут в магазине, например, пакетик чипсов. Но стоит ли усердие по сохранению этого пакетика чипсов испорченного настроения клиентов? Да что там настроение. Входя в магазин, уже заранее готовишься дать отпор, собираешь волю в кулак. А в некоторые и вовсе перестаешь ходить — чувство собственного достоинства дороже. Догадываются ли хозяева магазинов, что "благодаря" усердию охранников страдает репутация их заведений? Хорошо бы хоть кто-то об этом задумался.

^