25.10.2006
В устав города Улан-Удэ пока не внесены какие бы то ни было существенные поправки. Об этом нам сообщили в отделе организации учета регионального законодательства министерства юстиции Бурятии. Поправки, которые содержатся в решении городского совета депутатов от 21 сентября этого года, носят исключительно "косметический" характер и принимались лишь для того, чтобы привести Устав города в соответствие изменившемуся федеральному законодательству. Другое дело поправки, которые были презентованы на прошедшей неделе.

По ныне действующему уставу города избирается глава городского совета — руководитель органа, обладающего лишь законодательными полномочиями, а глава исполнительной власти нанимается депутатами городского совета по контракту после проведения открытого конкурса. Согласно мнению многих экспертов, такой вариант Устава в долгосрочной перспективе делал муниципальную систему власти значительно более демократичной: полномочия от одного лица равномерно распределялась между 27 депутатами во главе с председателем.

Переход на парламентскую систему должен был состояться после очередных выборов главы города. Как нам сообщил председатель республиканской избирательной комиссии Дмитрий Ивайловский, полномочия действующего мэра Геннадия Айдаева истекают во второй половине 2007 года. Это означает, что выборы нового городского главы должны состоятся чуть больше, чем через год.

Однако на прошедшей неделе информационное агентство "ВостокТелеинформ" со ссылкой на депутата Баира Балханова (руководителя рабочей группы по внесению изменений в Устав) распространило информацию о том, что вскоре Устав города ждут довольно серьезные изменения. В частности, в сообщении агентства говорилось о том, что планируется изменить ветвь избираемой населением города верховной власти с законодательной на исполнительную. То есть, избирать населению в 2007 году предлагается главу городской администрации с хозяйственными полномочиями.

В пресс-службе администрации города информацию о планах коренного изменения Устава нам подтвердили, однако сообщили, что сами поправки в количестве 21 пункта будут опубликованы лишь после 30 октября, до тех пор предоставить их содержание СМИ нет возможности. Иными словами, пока с достоверностью сказать, что именно будет изменено в Уставе и как будут проходить выборы градоначальника через год, пока невозможно. В связи с этим напрашивается вопрос: как поправки обсуждались на слушаниях, если они даже не были опубликованы?

Не исключен и такой вариант, при котором выборов руководителя города как таковых не будет вообще. Согласно Федеральному закону 131, глава города может избираться и представительным органом муниципального образования из своего состава. В этом случае, впрочем, он сможет быть лишь главой городского совета, а в его прямые полномочия будет входить лишь руководство законотворчеством.

В нынешней ситуации то, каким будет Устав города, зависит исключительно от муниципалитета. Республиканские и федеральные власти лишены возможности влиять на процесс муниципального законотворчества. Как нам сообщили в отделе организации учета регионального законодательства министерства юстиции Бурятии, процедура принятия изменений в муниципальное законодательство включает в себя общественное обсуждение проектов законов, принятие их городским советом и последующую регистрацию в нормативной базе Российской Федерации. Общественные слушания уже прошли, сомнений в том, что городской совет примет поправки, нет, а, значит, регистрационным органам министерства юстиции придется их зарегистрировать.

^