08.11.2006
Фотография — это удивительная машина времени, с помощью которой можно снова и снова переживать лучшие моменты жизни. Получается, что профессиональные фотографы — немного волшебники, умеющие останавливать время и поворачивать его вспять. Одним из таких волшебников можно назвать Сергея Примакова, для которого фотография не просто способ самовыражения, но и своего рода искусство.

От артиста до политического фотографа

Не так давно в нашем городе появилась первая профессиональная фотостудия Сергея Примакова. Немногие знают, что известный фотограф полжизни проработал артистом в театре. Теперь свой актерский талант он воплощает в другом искусстве — фотографии. Вполне возможно, что его оригинальность и успех состоит в том, что он использует в своей работе те навыки, которые приобрел в театре.

С 1972 года до конца девяностых Сергей Юрьевич работал актером во многих театрах, в свободное время подрабатывая фотографом в детских садах и школах. Но в период денежных реформ и перестройки, когда жить на актерскую зарплату, имея семью с двумя детьми, стало вовсе невозможно, фотографическим делом пришлось заняться вплотную. В 90-е годы актер поменял свою профессию, став театральным фотографом. А потом и вовсе произошел переломный момент: так получилось, что Сергей Юрьевич стал фотографом политическим.

— Перед избирательной компанией 1998 года мне как-то посчастливилось снять депутатов Народного Хурала (первого созыва). После этого ко мне стали поступать предложения принять участие в предвыборных политических компаниях. И вот с этого момента я стал фотографировать профессионально. Делал эксклюзивные фотографии политиков, общественных деятелей, актеров.

Потом осуществилась давняя мечта Сергея Примакова — появилась собственная фото-студия. Жаль только, большой прибыли она не приносит. Работа в ней — это, скорее, занятие для души.

Кроме того, в настоящее время фотограф занимается репортажной и VIP-съемкой, имиджевой фотосъемкой для СМИ, созданием политического портфолио и т.д.

"Мне интересен характер"

По словам Сергея Юрьевича, фотографирует он не всегда только по заказам. К примеру, если он встречает кого-то интересного, то обязательно предлагает сняться в студии. Даже если это совершенно незнакомый человек.

— Пришлось мне как-то свадьбу снимать. И встретил на свадьбе, как мне показалось, очень интересную девушку. А я как раз давно искал человека, чтобы снять сюжет "Леди Макбет Мценского уезда". Я как увидел это лицо, сразу понял — это она. Подошел к ней, объяснил все, она согласилась на фотосессию. И получился замечательный кадр, который потянул за собой целую серию.

Сейчас Сергей Юрьевич пришел к тому, что снимает то, что хочет снимать. Говоря о секретах фотосъемки, Сергей Юрьевич замечает:

— Мне интересен характер человека. У женщины это шарм, изюминка, нежность. У мужчины — харизма, воля, доброта. Моя задача — раскрыть человека, увидеть в нем и показать средствами фотографии индивидуальность. Мне нужно с ним договориться, сделать его соучастником процесса или, наоборот, попросить забыть о фотографе и заниматься привычными делами. Девушек, которые приходят на фотосессию, я, как правило, поручаю своим молодым коллегам. Пять девчонок занимаются в студии. Это их возраст, их поколение, они все друг про друга знают, говорят на одном языке, и им проще сотрудничать".

Главное - оживить человека!

— Для того чтобы портретные снимки удались, нужно владеть техникой съемки, хорошо знать механику камеры, видеть свет и тень, — рассказывает фотограф, — а главное — суметь заглянуть в душу. Поэтому очень важен жизненный опыт.

По словам опытного фотографа, необходимо уловить комфортное эмоциональное состояние, естественные реакции и соответствующую им пластику, подчеркнуть это светом.

— Мы сразу договариваемся с фотографами: некрасивых, серых людей нет. К нам приходит человек, у него свой мир, и в нем он занимает достойное место. Наша цель — показать внутренний мир, тогда человек непременно будет красив. Задача фотографа — вытащить то характерное, что не бросается в глаза сразу. При этом свет, средства фотографии, "Фотошоп" — это инструменты, которые могут улучшить изображение, но сама картинка останется мертвой, если человек во время съемки только механически принимал те или иные позы. Поэтому, когда идет фотосессия, мы разными путями пытаемся расшевелить, завести человека.

Настрой идет уже во время телефонного разговора. Перед съемкой обязательно собеседование. Фотографы знакомятся с клиентом, стараются войти в контакт с ним, расположить его к себе. Придумываются образы, сочиняются сюжеты. Просят его подумать об одежде, поискать оригинальный реквизит.

— Кто-то хочет подчеркнуть свою фигуру, кто-то — глаза и т.д. — объясняет Сергей Юрьевич. — Многие начинают с того, что просят: "Уберите мне здесь, поправьте тут". Зачастую в этом нет необходимости: все-таки главное — отобразить собственную неповторимость.

Каково это — снимать "первых лиц"?

Сергей Юрьевич, занимаясь репортажной съемкой, неоднократно ездил в командировки с Леонидом Потаповым. Об особенностях таких съемок фотограф говорит так:

— Когда снимаешь "первое лицо", видишь, как человек в беседе с народом, в диалогах волей-неволей открывается. И если ты работаешь на первое лицо, а не занимаешься черным пиаром, то в период работы должен быть влюблен в своего героя, иначе ничего не снимешь.

Сергей Примаков работал как в Бурятии, так и за ее пределами. В общей сложности у него фотографировалось около двухсот политиков, в числе которых Г. Айдаев, А. Лубсанов, А. Налетов, А. Коренев, А. Скосырская, братья Матхановы и другие. Снимать "первых лиц", оказывается, не так-то просто.

— У них никогда нет времени. Время фотосессии, почти всегда лимитировано. Обычная ситуация — телефонный звонок или срочное дело. Это с одной стороны совсем неплохо, потому что во время таких заминок человек непроизвольно раскрывается.

Фотограф убежден в том, что политиков надо снимать в естественной рабочей обстановке.

— Многие снимают так: чистый стол, ручка на нем, и все. Мне кажется, нужно больше достоверности. А если убрать все, то он же себя потеряет! Закаменеет изваянием! Не без исключений, конечно. Если я мало знаком с клиентом, то обязательно прошу, чтобы один из хорошо знакомых ему людей, с кем ему комфортно общаться, присутствовал на съемке. В процессе общения между ними и я могу вклиниться в разговор. Мне нужна определенная реакция, ведь нужно показать его мыслящим. В тот момент, когда человек действует, спорит, общается, даже выполняет какую-то мою просьбу (хотя бы принести кофе) он естественен. И получается живой человек на фотографии, а не мумия или памятник с авторучкой

"Я тебе бабки плачу? Ты снимай"!

— Раньше я шел по другому, чисто театральному пути, — рассказывает фотограф. — Это было в начале моей "политической" карьеры. Я ставил перед клиентом такие задачи: представьте себе, что вы оказались в некоторой ситуации, и вы должны выполнить вот что. Но один будущий политик мне сказал тогда: "Слушай, я тебе артист что ли? Я тебе бабки плачу — ты снимай!" После этого я перестроился.

Иногда даже бывают случаи, когда модель приходится доводить до скандала.

— У нас в студии была съемка политического деятеля — женщины. Она целый день провела на ногах, приехала в студию в девятом часу вечера, а накануне была в отдаленном районе республики. Нужно было срочно сделать политическое портфолио. Ситуация дикая. Как получить живые снимки? Пришлось ее "раскручивать", предложить некую игру, как бы взаправду разжечь до негативного эмоционального состояния. Я пошел с ней на конфликт. Был на грани того, чтобы, как говорится, перегнуть палку. "Куда вы лезете? Женское ли дело политикой заниматься? — спрашиваю ее. — Вы посмотрите, что там происходит! Вы же знаете, как народ относится к тем, кто там сидит?" Она завелась, стала спорить, нападать, доказывать мне, почему идет в политику, что она другая... То есть, обидевшись, стала реагировать по-настоящему, и мы ее засняли в этот момент. Кнопку нажимала моя коллега Саша, а я вел с ней такой диалог. Потом получились замечательные фотографии.

С женщинами особенно сложно работать, — продолжает фотограф. — Потому что женщина непременно хочет быть красивой. Она понимает, но не принимает что, к примеру, морщинки ей очень идут, а как политику тем более. Приходиться объяснять, что идеально подчищенное лицо не всегда хорошо. Хотя сделать "гламурные" лица, в принципе, совсем не сложно.

Научить искусству фотографии нельзя, а вот помочь обрести некоторые навыки можно

В нашем городе нет ни одного учебного заведения, где учат фотографировать. Но тех, кто действительно не может жить без этого, Сергей Примаков с удовольствием принимает к себе на стажировку. Хотя мастер уверен, что научить искусству фотографии невозможно.

— Этим стоит заниматься, только если без фотографии ты жить не можешь. Если заниматься фотографией на бытовом уровне, то достаточно купить фотоаппарат и найти книжку. А вот научиться думать как фотограф невозможно: это должно быть заложено природой, и при наличии острого желания можно попробовать. Ко мне приходят разные люди, говорят: "Я хочу научиться фотографировать, возьмите меня в ученики". Я прошу показать фотографии. Это принципиальная вещь. Если ты так сильно хочешь, то чтото уже должен был сделать. Вот весной ко мне пришла юная особа, Настя Петрова, которая два года снимала на мобильный телефон. Я посмотрел фотографии и поразился! Без разговоров сразу пригласил.

Как уверяет Сергей Примаков, главное, чем должен владеть будущий фотограф, — это способность выделять из ординарного что-то необычное, увидеть сюжет.

Сергей Юрьевич никогда не называет своих фотографов учениками: "Это единомышленники, и скорее я у них учусь видеть мир глазами нового поколения". Своих соратников Примаков старается направить действовать также актерским путем, используя те приемы, которые есть в театре: модель должна выполнить задачу, выраженную глаголом, действием (как психологическую, так и пластическую). Люди на таких снимках живут своей настоящей жизнью, они естественны и потому — прекрасны.

^