22.11.2006
Охочи люди до халявы. Ах, как же хочется, чтоб все и сразу. Небесная манна и добрый дядя. Просто так, как дед Мороз на Новый год в детстве.

"Вы выиграли домашний кинотеатр!" — получает вдруг человек сообщение на сотовый. Как вариант приза — компьютер, стиральная машина, а то и легковая. В общем, не ниже микроволновки планка. В сообщении утверждается, что адресат — невероятный счастливчик. Благодаря своему везению он стал (сам того не зная) победителем некоей акции, проводимой всероссийской радиостанцией (называются и "Русское радио", и "Европа плюс", и "Авторадио"), получает замечательный приз и должен просто перезвонить по указанному номеру. В телефонном разговоре счастливчик узнает подробности: чтобы получить приз, он должен купить карту экспресс-оплаты определенного оператора связи и сообщить ее код организаторам акции. Размер карты начинается от трехсот-пятисот рублей. И вот уж после этой процедуры, как поется, "вам седло большое, ковер и телевизор в подарок сразу врУчат, а может быть, вручАт".

Что делают люди? Обращаются в милицию? Звонят в региональный филиал радио? Удивляются, откуда кто-то узнал их номер?

Какое там! Спешат к киоску за карточкой. Еще бы — такая желанная, такая любимая и долгожданная халява сама падает им в руки. Крючок проглочен - - народ бодро выложит денежки и останется с носом, ведь все эти призы — чистая фикция, а крупные радиостанции никогда не проводят таких странных акций вне прямого эфира, не пользуются крадеными базами данных и не требуют денег за призы.

Который раз за год идет эта волна? Третий? Четвертый? Уже и по федеральным каналам показывают умоляющие глаза дикторов: будьте бдительны, не верьте мошенникам!

"Срубить бабло" получается очень быстро. Десяток другой доверчивых граждан — и несколько тысяч в кармане без особых хлопот. Номер, с которого .b/` "+o+(al смс-ки, блокируется, мошенников не найти.

Еще убедительнее действуют письменные розыгрыши. Вынимаете из почтового ящика красочный толстый конверт, в нем каталог, скажем, книжного хлама по непомерным ценам и сообщение, что некая фирма (неизвестно как узнавшая ваш адрес) провела розыгрыш трех отличных машин, и два победителя уже получили призы. Прилагаются снимки: пенсионер американистого типа и замотанная прежде, но теперь такая счастливая, многодетная мать. Так вот, третий автомобиль, если верить письму, достался именно вам! "Давайте проверим, — предлагает буклетик. — Сотрите краску на окошечках!" Три окошечка, сердце замирает, и вдруг проступает четкое "Да!".

В буклетик вклеен алюминиевый ключик — символ того, что авто уже ваше. Остались пустяки — исключительно формальный заказ чего-нибудь из каталога.

Поражаются ли люди тому, что у какой-то неизвестной им фирмы вдруг оказались сведения об их адресе, ФИО, возрасте и так далее? Обращаются ли они опять же в милицию с возникшими сомнениями? Нет, они отправляются на почту и покупают совершенно ненужные дайджесты энциклопедий по астрономическим ценам.

Таких доверчивых граждан полно как в стране, так и в нашей республике. А ведь даже в сказках за здорово живешь подарки не вручаются. Хочешь полцарства — изволь добыть молодильные яблоки, сорок сороков железных башмаков стереть в поисках. Что уж говорить о реальности, тут халява просто условиями жизни не запрограммирована. И чем выше степень абсурдности — тем, видимо, легче в нее поверить, пример Остапа Бендера тому навеки.

И право каждого человека быть обманутым, в конце концов. Пока есть желающие (а их, к сожалению, тьмы и тьмы) быстрого флирта с фортуной — будут рады на них нажиться более изобретательные товарищи, которые нам вовсе не товарищи.

^