10.03.2004
— Когда ко мне приходит заказчик, я обычно у него спрашиваю: "Что мы будем делать — что вам нравится или что я посоветую?" — рассказывает о своих увлекательных буднях один из улан-удэнских криэйтеров. То, что нравится клиентам, почему-то очень часто не совпадает с профессиональным мнением рекламистов. В вечной борьбе рекламодателей и креативщиков зарабатываются немалые деньги. Общий объем рынка рекламы в республике Бурятия по оценкам экспертов за последние два-три года вырос почти втрое и достиг 120 миллионов рублей в год. Каковы последние тенденции в развитии бурятской рекламы, выяснял наш корреспондент.
Виртуальные агентства
Количество и, главное, качество улан-удэнской видеорекламы растет быстрыми темпами. Появляются даже "шедевры", о которых народ с некоторой долей гордости за республику говорит в маршрутках. Капитанов уланудэнской рекламы, людей, которые учат нас потреблять товары и услуги, не так уж и много — человек 30-40. Есть среди них свои ремесленники, упирающие на количество, есть и художники, которым важна красота.
— Пока в Улан-Удэ рекламные агентства все больше виртуальные: один, два человека, компьютер дома, вот и все агентство, — говорит руководитель производящей видеорекламу фирмы "Регион Видео" Максим Логинов. — Компьютер стоит дешево, оператора с камерой можно легко найти, деньги идут. Отчего бы не сделать агентство. Года два назад о таком количестве рекламы и мечтать нельзя было, объемы рекламы растут, и поэтому заказчик больше будет смотреть не на цену, а на качество, начнет осознанно выбирать, с кем ему работать. Соответственно, таких виртуальных контор будет становится все меньше, окончательно определятся лидеры, которые и станут полновесными рекламными агентствами.
Телевидение — это экзотика
Рекламные бюджеты крупных торговых компаний Улан-Удэ уже измеряются в шестизначных цифрах, за право обслуживать крупных клиентов, таких, как например, как "Импекс-Центр" или "Славия-Тех", бьются лучшие рекламисты города. Постепенно от личных связей, от ситуации, когда деньги на рекламу давались "за красивые глаза", рынок отходит, вступают в силу нормальные рыночные правила.
— Рекламное агентство — это в первую очередь персонал, отвечающий за работу с клиентами, который обеспечивает связь между клиентом и производством, который этого клиента будет любить и воспитывать, — считает Максим Логинов. — Телевидение до сих пор у нас экзотическая вещь, и человеку, который привык считать деньги в сфере торговли, трудно сопоставить коротенький 20-30-секундный ролик с суммой, которую придется за этот ролик выплатить. Для объяснения цены, трудоемкости рекламного труда и нужны талантливые менеджеры по работе с клиентами. Это самое перспективное направление в рекламном деле.
Клиент всегда ... глуп
Как отмечает подавляющее большинство производителей рекламы, клиент, обращаясь в рекламное агентство, зачастую не знает, что ему, собственно, нужно. Решил: надо рекламу, а какую рекламу, не знает. Парадокс заключается в том, что, несмотря на это, рекламодатели в своем поведении придерживаются глубокой уверенности, что знают, как не надо делать рекламу.
— "Сделайте мне красиво" — таково самое распространенное техзадание, которое мне попадается, — рассказал нашему корреспонденту руководитель другого рекламного агентства, пожелавший остаться неизвестным. — А что и как, заказчик, как правило, не знает, однако контролировать и активно вмешиваться в процесс — дело, видимо, обязательное. Покупают услугу и пытаются сами же ее выполнить. Это все равно, что придти в маникюрный салон и начать вместо мастера красить себе ногти: и мастер нервничает, и фигня получается.
Среди рекламщиков города бродит байка о том, как некий заказчик почти год не мог выдумать название для своего продукта. Он обращался ко всем с одной просьбой: "Придумайте мне охренительное (на самом деле использовалось матерное слово, — прим. авт.) название, плачу любые деньги". Но ни одно название ему не нравилось. В итоге, когда ему предложили назвать свой продукт, как он хотел (то есть охренительным), он вообще продал этот бизнес, так и не выпустив никакой продукции.
— Заказчик в конечном итоге должен приходить и говорить: "У меня есть продукт, я зарабатываю столько-то денег, и хочу зарабатывать в четыре раза больше. Работайте", — считает Максим Логинов. — Он должен довериться рекламному агентству. Агентство в свою очередь должно изучить клиента, его бизнес, так сказать, погрузится в него. Исходя из этого, делать рекламу. Такое взаимное доверие возможно только с появлением сильных рекламистских брэндов на нашем рынке.
Как отмечают многие рекламщики, если эта сфера будет и дальше развиваться нынешними темпами, через два-три года бурятская реклама станет ощутимо качественней и профессиональней.
^