29.11.2006
Возможно, такая форма хозяйствования, как муниципальные унитарные предприятия (МУП), имеет право на существование. Более того, вполне вероятно, что их деятельность в Улан-Удэ продуктивна. Но факт остается фактом. Для тысяч уланудэнцев, которые работают в МУПах на благо родного города, их пребывание там независимо от стажа и заслуг может обернуться большими проблемами. Впрочем, как и для организаций, которые становятся деловыми партнерами МУПов. А форс-мажорные ситуации в МУПах возникают с периодичностью, достойной лучшего применения.

Заказов лишили. Коллектив уволили

Муниципальное унитарное предприятие "Магистральные тепловые сети" было создано на основании постановления администрации г. Улан-Удэ 239 в мае 2003 года. Но, по сути, история МУП "МТС" берет свое начало от предприятия "Тепловые сети", основанном в далеком 1965 году. Все эти годы предприятие исправно прокладывало или ремонтировало улан-удэнские теплотрассы. Был коллектив, производственная база, лицензия.

В последнее время заказчиком "МТС" выступал МУП "Уланудэнская энергетическая компания". Отношения между двумя муниципальными предприятиями были достаточно нормальными, то есть рабочими, до 1 марта 2005 г.

Рассказывает бывший инженер связи МУП "МТС" Олег Назимов: "В тот день в одностороннем порядке, без каких-либо оснований "Улан-удэнская энергетическая компания" расторгла договор на обслуживание магистральных теплосетей на 2005 г. Нет заказов — нет денег — предприятию конец.

Коллектив почуял неладное. Появились недоуменные вопросы, и 12 марта прошло собрание с участием Козлова (тогда председателя комитета городского хозяйства), Гендуновой (председателя комитета по имуществу) и директора "У-УЭК" Скробова, на котором и было впрямую заявлено, что наше предприятие им не нужно, что выживать мы должны самостоятельно, мол, торгуйте бензином или шейте носкитрусы.

Пока работники предприятия обсуждали и переваривали информацию о свалившемся на них "счастье", события начали развиваться стремительно. 5 марта в отношении МУП "МТС" возбуждается дело о банкротстве. А 23, 31 марта и 15 апреля выходят приказы об увольнении штата предприятия в три этапа по сокращению. При этом не были выплачены ни заработная плата за последние три месяца, ни выходные пособия — вообще ничего".

Коллектив неоднократно жалуется на действия властей в прокуратуру Бурятию. Оттуда приходят незамысловатые ответы, в числе прочего: "все работники уведомлены о сокращении в установленном законом порядке" и "выплата задолженности по заработной плате ... будет производиться в рамках ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Денег для бывших работников нет и не будет

На предприятие был назначен конкурсный управляющий. А в ноябре 2005 года арбитражный суд Бурятии признал МУП "Магистральные тепловые сети" банкротом.

Собственного имущества, как выяснилось, у МУПа было совсем ничего. Как сообщил "Номер один" конкурсный управляющий МУП "МТС" Виктор Дымпилов, "все технические средства и недвижимость находились у предприятия на правах аренды, а принадлежали они городскому комитету по имуществу. Такова практика работы всех МУПов Улан-Удэ".

При этом долги по зарплате, налогам и организациям — бывшим партнерам составляют десятки миллионов. Уволенные работники только спустя полгода в декабре 2005 получили часть долгов по зарплате. На сегодняшний день, спустя полтора года после остановки работы предприятия, задолженность фактически несуществующего МУПа перед бывшими сотрудниками составляет порядка полутора миллионов рублей.

Бывшему мастеру МУП "МТС" Татьяне Мозолиной должны 19 тысяч рублей. " Когда я 23 ноября этого года обратилась к конкурсному управляющему по поводу долгов, то его помощник ответил, что денег нет и не предвидится", — сообщила она корреспонденту "Номер один". В "Магистральных теплосетях" работали целыми семьями. У отца и дочери Хижняковых в "МТС" "зависло" в общей сложности более 38 тысяч рублей. И так, практически у всех бывших работников.

Есть большая вероятность того, что бывшие работники МУП "МТС" денег своих уже не дождутся никогда.

Конкурсным управляющим зафиксировано на балансе МУПа имущество стоимостью в 2 миллиона рублей. Но превратить его в деньги и раздать зарплату нереально. На складах, например, лежат валенки на 25 тысяч, спецовки на 30 тысяч рублей и так далее. Также хранится технический инвентарь, который никому не нужен. Виктор Дымпилов так и заявляет: "Имущество "Магистральных тепловых сетей" практически неликвидное, и продать его кому-нибудь очень трудно".

Тем более вряд ли получат свои кровные с умершего МУПа кредиторы — бывшие партнеры предприятия. Например, ЧОП "Пауст", который охранял объекты "МТС". Ему МУП должен 400 тысяч рублей. Рассказывает исполнительный директор ЧОПа Виктор Устинов: "С нами перестали расплачиваться уже после того, видимо, как у них созрело решение банкротить МУП. А сумма для нас была очень большая. Из-за невыплаты этих денег мы были вынуждены с января 2006 года прекратить свою охранную деятельность. Копились долги — налоговые, пенсионные. Расплатиться по ним нет возможности. Мы не могли за счет текущих платежей платить старые долги. Как в глаза своим работникам смотреть?".

Для чего уничтожался МУП?

Возникает естественный вопрос: а зачем уничтожать предприятие, от деятельности которого зависят жизни горожан, при этом выкидывая на улицу его коллектив не выплатив элементарные долги, и еще "кинув" "за компанию" бывших партнеров?

По мнению Олега Назимова, акция по ликвидации "Магистральных тепловых сетей" была тщательно спланирована: "В конце 2004 года неожиданно, без объяснения причин собравшись и сдав дела в течение суток, уволился директор Юрий Вершинин, 13 лет руководивший предприятием. В этот же момент неожиданно заболел главный инженер, и МУП "МТС" начало дрейфовать само по себе. Затем в марте предприятие лишили заказов, и оно стало банкротиться.

Одновременно с агонией МУП "МТС" в мае 2005 года группой лиц создается ООО "Магистральстройсервис" — самостоятельная коммерческая организация, которая стала располагаться на базе бывшего муниципального предприятия.

Неизвестно, на каком основании эта структура с 1 июня получила в свое распоряжение имущество МУП "МТС", находящееся на балансе города, и приступила к выполнению работ, которые должны были выполнять наши работники.

Таким образом, к объемам работ в десятки миллионов рублей получила доступ контора, взявшаяся в буквальном смысле ниоткуда.

Поражает наглость, с которой была провернута эта операция. Люди, причастные к этому делу, даже не посчитали нужным рассчитаться с работниками уничтожаемого предприятия, сорвав куш в десятки миллионов рублей!

В процессе аферы были, по моему мнению, нарушены статьи 130, 136, 140, 178 ТК РФ. А согласно п. 3 статьи 56 ГК РФ мэрия обязана в нашем случае нести субсидиарную ответственность. Кроме того, я считаю, совершены деяния, подпадающие под статьи 171 и 196 УК РФ".

Опять же призывы к прокуратуре разобраться, почему некое ООО "Магистральстройсервис" подменило собой МУП "МТС", да еще и с такими последствиями для коллектива МУП и его партнеров, ни к чему не привели. Прокурор Железнодорожного района А.В. Шевченко 8 июня этого года объяснил в своем письме Олегу Назимову, что "Магистральстройсервис" является самостоятельной, коммерческой организацией".

Главная же разгадка всех описанных печальных событий на наш взгляд заключается в том, что двумя из трех учредителей ООО "Магистральстройсервис" являются Александр Доржиев — племянник мэра Улан-Удэ и Станислав Тугаринов — зять градоначальника. Именно эта фирма "села на финансовые потоки (муниципальные заказы)" и именно она теперь имеет возможность зарабатывать вместо обанкротившегося и лишенного этих самых заказов МУПа. И все это совершенно не насторожило прокуратуру.

Почему всем этим не заинтересовалась прокуратура?

В общем-то, отношение прокуратуры к деятельности ООО "Магистральстройсервис" можно было отследить на примере Вадима Капустина — бывшего главного инженера этого предприятия. "Номер один" детально писал о нем в 41. Напомним, что речь шла правах, вернее, бесправии простых работников "Магистральстройсервиса", признаках серьезных налоговых преступлений и особенностях получения муниципальных заказов. Вадим Капустин обратился в прокуратуру, в котором изложил все эти вопиющие факты. Однако прокуратура не приняла в работу заявление Капустина.

В то же время OOO "Магистральстройсервис" весьма неплохо себя ощущает во время проведения конкурсов на размещение муниципальных заказов. Как объявлено на официальном сайте МУ "Управление по муниципальным закупкам", это предприятие стало победителем в конкурсе на строительство автодороги по улице Жуковского и на ямочный ремонт дорог в Советском районе. Общая стоимость заказа свыше 16 миллионов рублей.

Что мы имеем в итоге? Разгромленный МУП "Магистральные тепловые сети" с людьми, выброшенными на улицу без средств к существованию. Созданное родственниками мэра Улан-Удэ частное предприятие "Магистральстройсервис", которое делает ровно то же, что раньше десятилетиями делал погибший МУП, — прокладывает теплотрассы. И тот же "Магистральстройсервис", без тени сомнения выигрывающий многомиллионные муниципальные конкурсы.

Ну и естественно мы лицезреем борющегося из последних сил против коррупции Геннадия Архиповича Айдаева. И не дай боже кому-нибудь усомниться в обратном.

Скандалов все больше

К сожалению, в последнее время события вокруг городских МУПов становятся все более скандальными. Вот только несколько примеров.

Финансовые взаимоотношения в 2004 году между двумя МУПами ("Жилищная компания г. Улан-Удэ и "Комбинат по благойстройству") достигли такой степени запутанности, что разбираться пришлось правоохранительным органам.

11 апреля этого года Октябрьским райсудом города Улан-Удэ к 5 годам лишения свободы приговорен Гюльага Оруджев, конкурсный управляющий МУП "Городское благоустройство". Также в этой истории невразумительно выглядели, кроме вышеназванных, еще и МУПы "Улан-Удэснаб" и "Улан-удэнская энергетическая компания".

В конце того же апреля депутаты Народного Хурала возмущались действиями администрации и МУПом "Улан-Удэстройзаказчик". По их мнению, последнему выделялись без конкурса земельные участки в центре города.

В сентябре деятельность МУП "ГК "Бурятия" ознаменовалась беспрецедентным скандалом и "маски-шоу" в центре города в гостиничном комплексе с одноименным названием.

Тенденция, однако...

^