29.11.2006
Компания "ТГК-14", распоряжающаяся вопросами отопления и горячего водоснабжения Улан-Удэ, запустила с 1 ноября новую систему платежей. Ничего не знавшие об этом жители Улан-Удэ были неприятно удивлены неожиданно грянувшей перестройкой. Неожиданно стало непонятно, куда и за что платить, где взять справку о задолженности за "коммуналку". Девушки-операторы, которые работают с людьми в ЖЭУ, не могли ничего прояснить. Толпы народа забили все ЖЭУ. Жильцы разозлены на беспорядок и очереди, но сделать ничего не могут.

И только через три недели после изменений, когда тысячи людей уже кипели от возмущения, в мэрии провели пресс-конференцию, на которой представители коммунальных компаний рассказали о том, что теперь все будет по-другому.

В городе открыты пять пунктов, где гражданин может получить справку о сальдо своего лицевого счета, подать заявление на перерасчет, сообщить показания счетчика горячей воды и т.д.

Главный пункт располагается, как и раньше, на Элеваторе, на проспекте 50-летия Октября. В ближайшие дни при почтовых отделениях будут открыты еще десять пунктов, в т.ч. на Главпочтамте. В первой декаде декабря обещают запустить в работу следующие десять.

Одновременно с перестройкой системы приема оплаты коммунальных платежей компания ТГК-14 затеяла сверку платежей. Потребители, начавшие получать квитанции с непонятными цифрами, пошли в ЖЭУ, чтобы разобраться. По словам Евгения Коркина, директора компании "Генерация Бурятии", филиала ОАО ТГК-14, энергетики готовились к последним событиям и знали, что в городе насчитывается 92 тысячи абонентов, однако не ожидали, что поток людей будет таким большим. Сверить платежи, как заявил Евгений Коркин, было необходимо, чтобы не было никаких разночтений. Ведь только за отопление горожане задолжали почти 600 миллионов рублей.

Перестройка привычной схемы оплаты идет с большими сбоями. К примеру, в столице Бурятии установлено 11 тысяч счетчиков горячей воды. Чтобы передать энергетикам показания счетчика, можно позвонить по телефону. В Улан-Удэ для этого выделено четыре телефона, но они не справляются с нагрузкой. В итоге люди не могут туда дозвониться. Сейчас идет речь о создании многоканального телефона.

То, что компания ТГК-14 решила сама собирать платежи потребителей, стало неоднозначным решением. По крайней мере, некоторые юристы, работающие в области защиты прав потребителей, полагают, что этот шаг неправомерен. Энергетики в ответ заявляют, что не делают ничего незаконного, а люди обязаны регулярно оплачивать "коммуналку". При этом энергетики не намерены начинать кампанию по заключению письменных договоров с абонентами, уповая на так называемый "публичный договор".

Переход на новую систему в Улан-Удэ был организован плохо. Перед вводом новинки в действие коммунальщики могли бы, заботясь о людях, провести рекламную кампанию и за месяц до "часа икс" рассказать о ней в газетах, по радио и в эфире радиостанций. Ничего этого сделано не было. Да и работу по сверке платежей можно было бы перенести на другое время, чтобы она не совпала со всеми этими платежными изменениями.

По словам коммунальщиков, скоро почтальоны начнут разносить по городу специальные буклеты, в которых будет рассказано, где можно оплатить горячую воду и отопление. Вообще-то эти буклеты нужно было бы предоставить горожанам перед перестройкой.

Внести платеж за услуги ТГК-14 теперь можно в любом из 59 отделений банков, во всех почтовых отделениях и в ЖЭУ.

Согласно новой платежной концепции, лицевые счета для оплаты электричества, тепла и горячей воды объединены в единый счет. За опорный счет был взят лицевой счет по электричеству.

Правда, полного коммунального взаимопроникновения достичь всетаки не удалось. Лицевые счета, на которые вносят плату за холодную воду и канализацию, остались отдельными и попрежнему курируются МУП "Водоканал".

^