13.12.2006
В середине ноября правительство Бурятии направило в Народный Хурал законопроект "О внесении изменения в статью 37 Закона Республики Бурятия "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республики Бурятия". Рассматриваться он будет на декабрьской сессии парламента. Дебаты ожидаются жаркие, ибо суть законопроекта куда интересней его скучного названия. Сразу несколько структур народного Хурала вынесли отрицательное заключение по нему.

Дело касается, собственно говоря, кредитов коммерческим предприятиям, выдаваемых под гарантии правительства Бурятии. Финансовые скандалы, связанные с подобными кредитами, появляются с завидной регулярностью.

За последние годы сумма невозвращенных кредитов при гарантиях правительства достигла 570 миллионов рублей. Выплаты по этим долгам просрочены, догнать и вернуть деньги в бюджет практически нереально. Сейчас разгорается очередной скандал с кредитом "Росбанка" "Транссибирской грузовой компании" на 56,3 миллиона рублей. Гарантом выступило правительство республики. Коммерсанты долг не вернули, а банкиры требуют возврата денег из нашего бюджета.

На этом фоне от правительства, которое и без того, мягко говоря, неосмотрительно нараздавало гарантий, поступает в парламент законопроект, который в ряде случаев упрощает процедуру предоставления этих гарантий.

В действующем законе госгарантия может быть дана только при условии предоставления получателем стопроцентного обеспечения гарантии. Нынче же правительство решило, что этот пункт должен действовать "за исключением случаев, установленных законом республики Бурятия". То есть предлагается вместо обеспечения в виде залога имущества, акций, других ценных бумаг иногда давать гарантию правительства просто так, ссылаясь на некие местные законы.

Правовое управление Хурала отвергло законопроект, сославшись на Бюджетный кодекс России. Дескать, нечего изобретать велосипед и строить законодательную базу Бурятии для всевозможных последующих возможностей халявных госгарантий.

Счетная палата, в свою очередь, пояснила, что принятие этой поправки позволит в любом законе Бурятии устанавливать неограниченный перечень исключений из общих правил предоставления госгарантий. В таком случае с предоставлением гарантий в республике вообще начнется форменный бардак.

Информационно-аналитическое управление Хурала отметило, что принятие поправки повышает риски по погашению долгов гарантополучателем и вообще противоречит принципу бюджетной системы России.

Рассматривая законопроект в комитетах, депутаты остались в неведении, а какими, собственно говоря, законами Бурятии будут устанавливаться случаи бесплатных гарантий? На что aak+ %bao правительство?

Любопытно, что официальным представителем от правительства для лоббирования законопроекта в Хурале было выбрано министерство архитектуры, строительства и ЖКХ. Его "ходоки" в Хурале и не скрывали, что происходит попытка получения кредита на таких упрощенных условиях для "Республиканской ипотечной корпорации". У депутатов возникли недоуменные вопросы: почему корпорация не действует в рамках действующего закона и зачем необходимо подобное исключение, которое рискует стать обычной практикой и для других компаний? И вообще, почему тогда в предлагаемых поправках нет ни слова о "Республиканской ипотечной корпорации"? Что за столь странная форма лоббизма?

В общем, перед очередной декабрьской сессией Народного Хурала в и без того непростых отношениях между двумя ветвями власти Бурятии появилась еще одна заморочка. С одной стороны, правительство предлагает изменения в законе, которые упрощают в ряде случаев выдачу госгарантий по кредитам коммерческим структурам. С другой — депутаты очень сомневаются в его целесообразности, и последствиями для казны Бурятии в случае принятия законопроекта.

^