03.01.2007
На смену году Собаки по восточному календарю вот-вот придет год Свиньи, или Кабана. В эти дни повсеместно увеличивается спрос на всевозможную атрибутику. Раскупаются тысячи календарей с изображением символов грядущего года, на прилавки выставляется масса игрушек, поделок и сувениров, так или иначе связанных с приближающимся годом.

Свинская экспансия

Жители республики начинают покупать гороскопы и тщательно их изучать, пытаясь узнать, что год грядущий им готовит. Внезапно выяснив, что в будущем году есть какие-либо "счастливые" цвета, особо суеверные бегут в магазины, чтобы тут же купить нужное. В общем, царит нормальная суета.

Время активных продаж такой "годичной" продукции невелико. Месяц-два — и волна схлынула. Но зато такое горячее время бывает каждый год. Не надо быть ясновидящим, чтобы сказать: ажиотаж на очередного зверя неизбежен, как восход солнца. С точки зрения экономики, это очень хороший и абсолютно предсказуемый рынок. Причем с ростом благосостояния жителей Бурятии денежные обороты на рынке товаров, завязанных на восточный буддийский календарь, тоже увеличиваются.

Наша республика — сердце буддийской России. У нас были все шансы стать серьезным производителем подобной продукции. К сожалению, сейчас республика на этом рынке практически не видна. Причем, заметим, что Бурятию не то чтобы вытеснили с некогда мощных позиций в российском масштабе в ходе конкурентных войн — республика никогда и не имела значительной доли на рынке календарных атрибутов.

Что говорить обо всей стране? Взять хотя бы Улан-Удэ. Мы открыли телефонный справочник на странице, где перечислены производители и продавцы сувенирной продукции, и позвонили по указанным номерам.

В преддверии прихода года Свиньи нас интересовал один простой вопрос: есть ли в городе в продаже сувениры, фигурки, скульптурки, изображающие это животное, произведенные местными мастерами, предпринимателями, фирмами. Найти их так и не удалось.

Широкомасштабной экспансии китайских и монгольских календарных вещичек у нас никто не противостоит. Год проходит за годом, но на бизнес-горизонте так ничего и появляется. Практически все "восточно-календарные" деньги, которые тратят жители республики, утекают либо в другие российские регионы, либо в Китай и Монголию.

Кстати, по данным китайской погранстанции Маньчжурия, через которую проходит основная часть китайского товара, ввоз в Россию игрушек в 2006 году вырос по сравнению с прошлым годом на 22 процента.

А ведь в Улан-Удэ могут делать отличные сувениры. Даже дети подают пример нашему бизнесу.

Каждому году — своего зверя!

Вот, к примеру, в Доме детского творчества Советского района работает примечательный кружок. В последние недели декабря посещающие его дети были заняты тем, что делали поросят. Между прочим, получаются отличные сувениры.

"Я учусь в третьем классе. В этот кружок хожу два года. Хрюшек мы делаем из пряжи розового цвета. Чтобы были похожи на настоящих", — говорит Настя Григоренко.

Чтобы изготовить поросенка, по словам Насти, надо трудиться занятия четыре. То есть шесть-восемь часов.

Настя недавно сделала своего первого поросенка. То-то радости было! А вообще, в кружке есть свои рекордсмены. Так, Юля Борисова изготовила уже трех поросят. Одного для мамы, другого подарила бабушке, а третьего — папе. Наверное, их назвали Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф. Правда, столь производительная девчонка занимается вязанием игрушексувениров дольше, чем Настя Григоренко, да и возрастом постарше. Три поросенка были сделаны за две недели. А другая девочка, Арюна, связала поросенка даже за одно занятие. Рекорд.

Делать зверей в честь каждого наступающего года здесь стало настоящей традицией. Пять лет назад в Дом детского творчества пришла работать Ирина Сиверина, педагог дополнительного образования. Так традиция и появилась.

На полках в кабинете — история кружка. Например, на память о годе Петуха стоят нарядные и прикольные петушки. В прошлом году делали самых разных собак. "Но самым трудоемким было делать обезьян. Сложно изготовить мордочку. А петухи какие у нас были! и маленькие, и большие, разноцветные. Ими украшали елку. И Дед Мороз есть, и снеговички, сделанные ребятами. Была Снегурочка, но дети ее унесли, — улыбается Ирина Сиверина. — А поросят мы делаем таких, чтобы в первого взгляда были похожи на поросят. Таких, как у нас, я нигде не видела. Можно сочинять, фантазировать. Столько девочек занимается, и у каждой свой поросенок — со своим характером, настроением.

На самом деле при взгляде на этих хрюшек, любое сердце растает, настолько они симпатичные и живые. Сразу понятно, что каждый поросенок сделан с любовью маленькими старательными пальчиками.

Китайские, которых нам предлагают, имеют такую форму, что непонятно, что это за неведома зверушка: мышка, котик, зайчик? Только по пятачку можно определить, что это поросенок. А у наших даже копытца есть".

В деле изготовления поросенка есть своя небольшая наука, приемы, но Настя Григоренко считает, что хрюшек делать просто. Каждый поросенок состоит из восьми деталей. Хотя "навороченные" изделия имеют добавочные.

В ознаменование 2006-го года Собаки тут сделали около сотни собачек. В честь года Свиньи будет сделано, наверное, столько же. Пятьдесят Пятачков уже есть!

Сейчас в течение дня кружок посещает тридцать детей. Как и везде, тут есть свои проблемы. Чтобы что-то создать, нужны финансы. Родители помогают чем могут — дают денег на покупки материалов, пряжи или дети сами приносят материалы из дома.

"В кружке занимается немало детей из малообеспеченных семей. У некоторых нет пап. Или четыре дочки в семье, пятый сын — есть у нас такая семья. Они в сложном материальном положении, не всегда могут выделить средства на кружок. Дети вносят кто что может, делятся друг с другом. Но даже если ребенок ничего не принес, его, конечно, не выгонят из кружка. Такого у нас нет", — говорит руководитель кружка Ирина Сиверина. — Наш директор Зинаида Борисовна Топская говорит, что надо к новым отношениям перестраиваться, надо плату брать. А потом посмотрит на ребенка и скажет: ну как с него можно что-то брать, жалко. У нас было время, знаете, детей мы чаем поили, потому что они голодные приходили. Только буквально года два, как ситуация немного изменилась в лучшую сторону. У нас занимаются дети не только из Советского района, но и из других районов Улан-Удэ".

Наш ответ китайским хрюшкам придет из п.Исток

Сувенирная индустрия Бурятии в отношении всех этих символов восточного календаря сделала большой промах. Наши фирмы, что считаются опорой этой отрасли, до сих пор не видят элементарного.

Однако не все так плохо. Есть люди, намеренные производить не только для родственников и знакомых, но и для рынка. Они хотят конкурировать и занять заметную долю этого рынка. В Улан-Удэ сердцем этого пока не очень заметного движения стал поселок Исток. Именно в этот поселок в свое время целенаправленно собирали ювелиров, резчиков по дереву, чеканщиков, других мастеров. Так что здесь повышенная концентрация таких людей. Творческая элита, кладезь умения, национальных традиций и вкуса. Умельцев надо просто организовать. Ответ на нашествие из-за границы зреет здесь, в глубинах простого народа, не бизнесменов и не руководителей каких-то крупных учреждений.

"Я знаю, что будущий год будет годом Свиньи, Кабана. В честь этого мы в кружке уже делаем сувениры — фигурки поросят. Lною сделано три поросенка", — говорит Эржена Цыденова. Она ходит в кружок первый год, но уже неплохо овладела необходимыми навыками.

Кружок можно назвать мини-фабрикой по производству сувениров. Материал самый простой — местная глина. Дети готовят сразу небольшую партию фигурок. Сувениры, как и положено, закалены в печи, расписаны в разные цвета, у каждого поросенка есть глаза, даже ресницы, выделены копытца, как должно быть у нормального животного. Детский кружок выпустил десятки поросячьих сувениров. А кроме того, здесь делают глиняные сувениры по другим темам.

Дети дарят результаты своего труда друзьям, родственникам, а часть сувениров уходит на продажу и сразу же раскупается улан-удэнцами и гостями Бурятии. Вырученные средства идут на нужды кружка. Это реальная экономика и реальный спрос.

Многие усмехнутся: куда маленькому кружку тягаться с широкомасштабным производством, налаженным в том же Китае. Но в поселке Исток никто так не считает — ни дети, ни взрослые. Сидеть и смотреть, как республику заполонил китайский ширпотреб, здесь не хотят. "Важно сделать первый шаг", — говорят люди.

Кружок, бросающий вызов импорту, официально называется студией декоративно-прикладного искусства и относится к местной школе 54. Сейчас студия располагается в поселковой библиотеке, которая безвозмездно выделила детям помещение. По словам педагога Татьяны Кирушевой, студию посещает более двадцати ребят.

Кружок входит в проект "Серебряная коновязь", который затеяла школа 54. Проект оформился в прошлом году на базе кружков и мастеров, проживающих в поселке. Программа предусматривает не только развитие выпуска керамических сувениров, но также изготовлением изделий из бересты, войлока, ковроткачество, чеканку и т.д. К примеру, ювелирный мастер учит детей на дому — в школе нет условий для размещения такой мастерской, да и инструменты дорогие.

Школа недавно участвовала в конкурсе на соискание гранта. Чтобы войти в число победителей, чуть-чуть не хватило. Но на общественной экспертизе "Серебряная коновязь" вызвала большой интерес со стороны турорганизаций. Когда проект наберет силу, он окажет большое влияние на жизнь Истока.

"Если ребенок научится чему-нибудь, если умеет что-то делать — в жизни никогда не пропадет. Проект "Серебряная коновязь" рассчитан не только на детей. В кружок ковроткачества ходят взрослые люди, занимаются", — говорит Валентина Цыренова, завуч по начальной школе школы 54.

А что касается поросят, и вязаных, и керамических, то они недавно участвовали в выставках. На хрюшек обратили внимание. Нескольких керамических поросят купили иностранные туристы, так что теперь они стоят дома у каких-нибудь канадцев или немцев.

Работники музея имени Сампилова тоже констатируют факт, что местная индустрия не обращает внимания на выпуск сувенировсимволов года. Но собираются организовать постоянно действующую выставку-продажу подобной "восточно-календарной" продукции. Важно сделать первый шаг. Чтобы мастера, умельцы, сделав Свинью, Обезьяну или Петуха, знали, что в музее изделие можно выставить на продажу. "Надо поддерживать друг друга", — считают в музее. Это единственный способ как-то противостоять "свиному нашествию".

^