17.03.2004
Конкуренция на рынке бытовой электронной техники Улан-Удэ переходит на качественно новый уровень. Народ привык к заявлениям о низких ценах и скидкам, этим уже никого не удивишь, да и уровень по этим позициям у игроков рынка примерно одинаков. Посему борьба постепенно переносится в отрасли, с куплей-продажей непосредственно не связанные.
Дорогой покупатель
От количества рекламы, посвященной магазинам бытовой техники, пестрит в глазах. Она на улицах, в телевизорах, в газетах. Для предпринимателей, занимающихся электронной техникой, это означает всего лишь одно: один покупатель, привлеченный теперь в магазин, начал обходиться дороже. В этих условиях возрастает роль креативности рекламных сообщений, поскольку уже недостаточно просто много раз повторять банальные призывы, чтобы к ним прислушались. Важно "зацепить" потенциальных покупателей чем-то необычным. Иногда это делается за счет недостоверной информации.
— К нам неоднократно поступали данные о недостоверной информации, распространяемой в рекламных проспектах, — говорит Дарима Жалсараева, начальник Управления по работе с населением Администрации г. Улан-Удэ, курирующая вопросы защиты прав потребителей. — Человек приходит в магазин, просит продать конкретную стиральную машину по конкретной цене, указанной в проспекте. А в ответ он слышит фразу: "В продаже сейчас именно этой стиральной машины нет — кончились, купите похожую, но подороже". Нарекания вызывает в основном реклама новой сети магазинов "Эльдорадо".
Но не только рекламой привлекают клиентов в свои магазины предприниматели. Теперь недостаточно продать технику в хорошие руки, важно выстроить с клиентом долгосрочные доверительные отношения.
Главный козырь
Процесс "потребления" бытовой техники отличается от, например, потребления продуктов питания. Мало просто купить и потребить, важно потреблять долго, поскольку техника, как правило, дорогая. По мере роста платежеспособности народ при покупке все больше обращает внимание на качество приобретаемого, а купив — также на сервисное и гарантийное обслуживание. К этому предприниматели всегда относились внимательно, однако в последнее время хороший сервисцентр становится одним из главных козырей в борьбе за кошельки потребителей.
— Мастера нашего сервисного центра работают не только с неполадками, — говорит Александр Клебан, коммерческий директор компании "Импекс-Центр". — Они помогают устанавливать бытовую технику пенсионерам, выезжают к ним объясняют, как пользоваться, словом, проводят небольшой инструктаж, ведь людям пожилого возраста трудней разобраться в современной сложной технике. Компания "Эльдорадо" идет другим путем. Собственного сервисного центра у них пока нет.
— Мы сотрудничаем с сервисными центрами других фирм, — говорит старший продавец Геннадий Хандархаев. — Вся техника, которая у нас в городе продается по брэндам, обслуживается у официальных представителей. Сейчас открывается много самостоятельных сервисных центров. Многие хотят работать с именитыми брэндами, и сервис развивается. Мне кажется, это перспективная ниша.
Большой сервис-центр у другой сети "Славии-Тех". По словам Михаила Голева, директора сети "Славия-Тех", в их центре работает 25 специалистов, прошедших обучение в компаниях-партнерах. Техника всех известных марок при необходимости может быть квалифицированно отремонтирована.
— В то время пока некоторые конкуренты привлекали частных мастеров для сервисного обслуживания, перекладывая с себя ответственность за проданную технику, — говорит Михаил Голев, — мы развивали сервисное направлении на протяжении 8 лет. В результате сервис-центр "Славия-Тех" получил 18 авторизаций от фирм-производителей, а значит, и поддержку фирменными запасными частями. Хочу подчеркнуть, что мы обслуживаем и несем ответственность за всю технику, которая была продана у нас.
Другое направление конкурентной борьбы также находится в "разогретом" состоянии.
Кредиты дешевеют
Еще пару лет назад при недостаточности собственных средств люди либо занимали у родственников, либо отказывались от покупки вовсе. Сейчас все можно купить в кредит, да и самих видов кредитов уже предостаточно. Например, "Эльдорадо" работает через московские банки.
— Вместе с нами на бурятский рынок пришли такие кредиты как "10-10-10", — говорит Геннадий Хандархаев. — Как только местные банки узнали, что "Эльдорадо" проводит такую кредитную линию, они стали перестраиваться на новую систему кредитования. Это касается и другого вида кредита, когда человек делает первый взнос только через 2 месяца.
Однако минус московских банков в сложности оформления получения кредитов. Кроме того условия кредитования местными банками для жителей Улан-Удэ в последнее время выглядят даже более удобными, быстрыми в оформлении и надежными. По словам директора сети "Славия-Тех", в торговом центре на проспекте Строителей местными банками предоставляется уже 3 вида кредита: начиная с нулевого первоначального взноса и заканчивая рассрочкой на 5 лет. Итог, благодаря конкуренции кредиты быстрыми темпами дешевеют.
— Для потребителя, чем выше добросовестная конкуренция, тем лучше, — считает Дарима Жалсараева, начальник Управления Администрации г. Улан-Удэ по работе с населением. — Главное, чтобы в конкурентной борьбе соблюдались законодательство и права потребителей.
^