03.01.2007
Откуда берутся эти безумные сюжеты, в которых подчас взрослому-то не разобраться? Какая следующая стадия маразма будет у некоторых детских писателей, таких, как, например, Эдуард Успенский, чтобы книги, которые они пишут для детской аудитории, вообще не появлялись в свет?

Обкурившийся дед

В зимние праздники хочется порадовать ребенка чем-то приятным. Книжка в подарок — лучшее, что могут придумать родители. Вот только с выбором произведения надо быть аккуратным.

Например, вполне вероятно, что вам попадется книжка с такими стихами:

"Дворник-Дед Мороз"

В шубе, шапке, душегрейке

Дворник трубочку курил,

И усевшись на скамейке

Дворник снегу говорил:

— Ты летаешь, или таешь?

Ничего тут не поймешь...

Подметаешь, разметаешь,

Только без толку метешь.

Да к чему я говорю?

Сяду я да покурю.

Дворник трубку курит, курит,

И глаза от снега щурит,

И вздыхает, и зевает,

И внезапно засыпает.

— Глянь-ка Маня, — крикнул Ваня.

Видишь, чучело сидит,

И глазами-угольками,

На метлу свою глядит.

Это вроде снежной бабки,

Или просто Дед Мороз.

Ну-ка дай ему по шапке!

Да схвати его за нос!

А оно как закричит!

Как ногами застучит!

Да как вскочит со скамейки,

Да по-русски закричит:

— Будет вам ужо мороз,

Как хватать меня за нос!

Удивительно, но оказывается, что сей шедевр принадлежит перу Даниила Хармса. Очень детское стихотворение, ничего не скажешь. Это же надо догадаться написать про дворника, который непонятно что выкурил и начал разговаривать со снегом. Это чего же такое в трубке у старичка было? А главное, по какому принципу отбирались стихи авторами, готовившими сборник стихов на Новогоднюю тему?

Что случилось с Успенским?

Стоит прочитать только два произведения, выпущенные изпод пера уважаемого автора всеми любимого "Простоквашино", именуемые "Любимая девочка Дяди Федора" и "Тетя Дяди Федора", как становится понятно: у дедушки не все хорошо с головой, причем давно. Здесь хочется цитировать каждую страницу, потому что даже взрослому человеку разобраться в этих маразмах, порой, не легко.

"Любимая девочка Дяди Федора" продается в магазинах Улан-Удэ около трех лет. Заботливые родители, в памяти которых сохранились воспоминания о замечательных советских мультфильмах из серии про Простоквашино, раскупают продолжение истории о Дяде Федоре, коте Матроскине и псе Шарике, надеясь, что они также хороши, как и предыдущие книги Успенского.

Прочитав эти опусы, у многих родителей пропадает настроение от того, что в качестве подарка они выбрали лучшее — книгу, а она не выдерживает никакой критики.

Матроскин стал новым русским

С советских времен много чего изменилось в Простоквашино. Деревня превратилась в курорт чуть ли ни международного масштаба. Как повествует Эдуард Успенский, все село стало жить с особым размахом. Шарик и Матроскин ударились в предпринимательство. "Шарик делал снимки своим фоторужьем, Матроскин торговал в ларьке, в котором сначала была сапожная мастерская, которая сгорела, потом киоск "пиво-воды", и тоже сгорел, потом сельсовет находился — сгорел, потом в ларьке клуб молодежный был, но и он погорел. И вот Матроскин взял в аренду эту горящую точку. Вместе с открытками Матроскин еще и сметану продавал, и молоко. Так что он был вполне преуспевающий новый сельский русский". Начало более чем впечатляющее, а главное — в духе нашего времени.

Однако это просто зарисовка, с которой начинается книжка. Сам же сюжет разворачивается вокруг девочки Кати. Она приехала в Простоквашино со своим родственником, ее сфотографировал Шарик, снимок увидел Дядя Федор и влюбился в эту самую девочку.

Дальше начинаются самые настоящие мексиканские страсти. Кот Матроскин и Шарик начинают проявлять недюжинную ревность по отношению к этой самой Кате. Они задумывают страшное — приготовить отворотное зелье для Дяди Федора, способное стереть из его памяти образ девочки Кати. Ничего себе сюжетик для детской книжки, не правда ли?

Не поверите, но за помощью два главных героя книжки обратились к своему вечному врагу — почтальону Печкину. У него, как оказалось, в родове имелась бабушка, которая была колдуньей.

Чтоб всех скрючило

"Терентьева Светлана Романовна была ответственный сельский работник. А по вечерам она подрабатывала. Кого от сглазу лечила. На кого — сглаз напускала, могла жениха приворожить. Соседка придет к ней — попросит на кого-нибудь скрюченность навести. Моя бабка и рада стараться. Книгу свою достает, коренья варит. Через левое плечо плюется. И все, глядишь, опять удача — через день другую соседку скрючило..."

Вот уж действительно удача! Радость-то какая! И так все это Успенским легко пишется, с юморком! В общем, пролистав занимательную книжку бабушки Печкина, они нашли рецепт зелья, которое должно был стереть раз и навсегда из памяти Дяди Федора образ девочки Кати.

Для этого, как пишет Эдуард Успенский, надо немного — пойти в полнолуние в лес, найти какой-то невиданный гриб "африканец", отварить его, присыпать дурман-травой, замаскировать это блюдо сваренной картошкой, и накормить влюбленного Дядю Федора.

Дядя Федор употребляет-таки внутрь эту галлюциногенную смесь и... как часто бывает у наркоманов, забывает все! Матроскина он называет "Матраскиным", Шарика — Кубиком. Ему кажется, что он на Луне, а вокруг него марсиане. В общем, наркотическая галлюцинация во всех ее проявлениях. Непонятно, что бы произошло с бедным мальчиком, если бы в Простоквашино, по рассуждениям Эдуарда Успенского ни находился психотерапевт с мировым именем по фамилии Стрельцов, который вылечил несчастного ребенка, не без помощи девочки Кати, надо сказать. В общем, полный хэппи энд! Одно непонятно: какую цель преследовал Эдуард Успенский, когда писал это?

"Тетя Дяди Федора"

В этой книжке сюжетик покруче будет. Здесь в Простоквашино приезжает тетя Тамара Семеновна ЛомоваяБабмино. "Папа у нее был генерал Ломовой, а мама — балерина — Бамбино", — объясняет Успенский непонятливым. За тридцать лет с военного склада тети ни одна пушка не пропала, ни один танк не исчез. "Когда она из армии увольнялась — все солдаты плакали", — завершает описание тети Успенский. Какая хорошая тетя!

Тамара Ломовая-Бабмино приехала не одна, прихватив с собой "верного денщика-ординарца Иванова-оглы Писемского". Непонятно, почему автор так тянет на сложные фамилии? Мало того, что сюжет совсем не для детской психики, так он еще добавляет в него непроизносимые слова.

По приезду тети Тамары с ее верным денщиком в Простоквашино началось невообразимое... Тете стало тесновато в деревенской местности, и поэтому, как пишет Успенский, папа решил всей семьей обеспечить организацию для бывшей генеральши выход на "государственный простор". Ни за что не догадаетесь, какими методами. Посредством выборов тети Тамары Ломовой-Бамбины в депутаты Государственной Думы!!! Вот это размах! А все для чего? Для того чтобы генеральша "начала творить дела на мировом уровне, а Простоквашино оставила в покое".

Далее развернулась целая пиар-кампания по раскрутке имиджа Ломовой-Бамбины. Так, на заборах Простоквашино появился спецвыпуск газеты, посвященный кандидатке в депутаты Государственной Думы с фотографиями, под которым значились такие надписи: "Тетя Тамара — военная патриотка — гладит своею рукою корову". При чем тут корова? Другой, ничем не уступающий предыдущему, шедевр гласит: "Тамара Семеновна Ломовая-Бабмино из патриотических побуждений прививает на яблоню лимон".

Еще под одной фотографией разместилась самая замечательная надпись, гласящая: "Тамара Семеновна смотрит назад, но видит будущее". Ну, просто шедевр какойто!

Затем была написана ее автобиография, где, например, в качестве характеристики кандидатки звучали такие слова, как "имеет колоссальный опыт хозяйственной деятельности, уверена в себе, как танк, в детстве она много читала, поэтому не вышла замуж!" Вот оказывается, чему учит человек, который сам пишет книги!

Короче, стать депутатом Государственной Думы тете Тамаре не пришлось. По какой причине — неизвестно. Зато становится известно, что постановлением президента России Ельцина Б.Н. Тамара Семеновна Ломовая-Бамбина назначена мэром Простоквашино, переименованного в город Простоквашинск. Что и говорить, достойное завершение никчемной книжки.

^