10.01.2007
Такое тесное взаимодействие служителей духовного заведения с мирским населением первый прецедент не только в Бурятии, но и в России. Теперь каждый, кто хочет, чтобы его дети знали свои корни, культуру, традиции, может отдать своего ребенка в настоящую Воскресную школу, которая на днях открылась при единственном в России женском дацане. Для детей младше 7 лет здесь же предусмотрен мини-детсад. Как известно, идею о создании буддийского духовного центра для женщин благословил побывавший в начале 90-х годов в России Далай-лама XIV, по его совету храм был построен для того, чтобы в Бурятии не было межнациональных конфликтов. По всей видимости, миссия выполняется успешно. Теперь священнослужительницы поставили перед собой еще одну цель — привить как можно большему числу детей основы нравственности, которые, по их мнению, неразрывно связаны с буддизмом.

Сам бог велел

Руководитель дацана, председатель Улан-Удэнской МРО (местной религиозной организации буддистов-мирян) Цынгуева Дарима Самбуевна уверена в том, что открытие детской комнаты и Воскресной школы при дацане — дело общественно-значимое. По ее словам, современное поколение почти не знает родных традиций, и если этим вопросом не заняться вплотную, то они могут быть утеряны безвозвратно. И хотя пока еще не все обустроено так, как планировалось (по причине нехватки средств), Дарима Самбуевна уверена: все начинается с малого.

— Специально для Воскресной школы построен дом около нашего дацана, сделана игровая комната для детей помладше, — рассказывает Дарима Самбуевна. — Куплены игрушки и специальные развивающие игры. Я уверена в том, что сейчас многим родителям необходимо где-то оставлять детей на время, пока они заняты своими делами. Поэтому для них будет удобно за символическую плату приводить ребятишек в нашу игровую комнату.

По удивительному совпадению сразу несколько священнослужительниц дацана имеют и высшее педагогическое образование, да и сами являются матерями. А потому, как говорят, посмеиваясь, хандамы (так называют лам-женщин), им сам бог велел заниматься с детишками. Сама настоятельница дацана закончила московский педагогический институт, еще несколько священнослужительниц — бурятский и иркутский пединституты, а одна из будущих наставниц Светлана имеет целых три высших образования!

В Воскресной школе при дацане детям от семи до десяти лет будут преподавать основы философии буддизма, бурятские, старомонгольские традиции, обычаи и обряды. Однако о воспитании в Воскресной школе хувараков речь, конечно, не идет. Знания будут преподноситься в занимательной форме, не перегружающей ум ребенка.

Планируется, что занятия в воскресной школе будут охватывать все стороны жизни бурят. Они будут носить одновременно и теоретический и практический характер. Ведь, к примеру, мало кто знает об особых праздничных ритуалах во время Сагаалгана, правилах поведения в дацане. Немаловажно, что детей сюда берут любой национальности. Кстати, занятия в Воскресной школе уже начались.

Педагог, послушник и мать в одном лице

Лариса, после принятия обета ставшая хандамой Долгор, дипломированный специалист по дошкольному образованию — один из будущих педагогов мини-детсада. Она считает, что такой шаг, как открытие Воскресной школы при дацане, не только необходим, но даже, можно сказать, немного запоздал. Ведь, к примеру, при православном храме такие заведения давно существуют и процветают.

А игровая комната для малышей, по ее мнению, тем более необходима, ведь именно в возрасте до пяти лет ребенок познает столько, сколько не познает потом за всю свою жизнь.

— В эти годы нужно успеть вложить в ребенка самое главное: начиная с основ нравственности, поведения и приобщения к обществу, заканчивая развитием логики и мышления, — уверяет хандама Долгор. — А кто, если не служители женского дацана, матери и педагоги в одном лице, смогут научить всему этому? Тем более что мы, служители дацана, никогда не позволим себе повысить голос на ребенка, как это иногда бывает в обычных детсадах.

Говоря об основах нравственности, хандамы непременно связывают это понятие с буддизмом, религией, которая учит и моральным устоям, и почтительному отношению к родителям, к старшим, способствует воспитанию гармоничному развитию:

- Насколько демократичны и высоконравственны идеи буддизма, всем известно, — поясняет Долгор. — Поэтому в наше время, когда идет такое саморазрушение личности, эти идеи обязательно нужно нести в повседневную жизнь. Даже в жизнь малышей. Сейчас многие родители поставили во главу угла своей жизни работу, карьеру, деньги. Ребенку покупают дорогие подарки, нанимают дорогих нянь, считая на этом свой родительский долг выполненным. Подрастая, ребенок идет в общество с такими же приоритетами и ценностями.

В новом детсаду, помимо привития нравственных основ, у детей будут развивать различные навыки. Смотреть на мир по-новому будет предложено через подвижные и развивающие игры. Никаких скучных назидательных речей и лекций детишки, конечно же, не услышат.

Кроме уже имеющихся преподавателей, работающих при дацане, возможно, будут приглашены и специалисты со стороны (логопеды и психологи). Оставлять ребенка на попечение лам можно будет как регулярно, так и изредка, на несколько часов.

"Вот 100 рублей, почитайте там что-нибудь"

Хандама Долгор считает, что буддизм, тоже нужно активно внедрять в народ, как это делают сподвижники других религий.

— Информацию нужно доносить до людей, работать с народом нужно. А не ждать, когда к тебе в дацан придут люди и будут что-то спрашивать. Лама и прихожанин должны работать в связке. А у нас многие миряне даже не знают, как правильно зайти в дацан, к кому и как обратиться, традиции нарушены. Это прискорбно.

По этому поводу хандама вспоминает такие случаи:

"Приходят к нам частенько такие "прихожане". К примеру, заходит мужчина, сразу сует, к примеру, 100 рублей и говорит: "Нате вот, чего-нибудь там почитайте, молитв каких-нибудь". Ну, мы, конечно, читаем, а потом он снова приходит и возмущается: "Я тут приходил в тот раз, давал сто рублей, чтоб вы помолились, но что-то мне не помогло!"

По мнению послушницы, для того, чтобы таких казусов и случаев бескультурья было меньше, ламы должны до каждого мирянина достучаться, объясняя, что к чему.

— Ведь времена меняются, и мы должны меняться вместе с ними. Тем более что новое поколение меня, честно говоря, пугает. Иногда мне кажется, что это будет племя образованных, обеспеченных, но все сметающих на своем пути людей. Надеюсь, что я не права. В любом случае, наша школа будет хотя и небольшой, но все же преградой на пути безнравственности и бескультурья.

В стенах женского дацана ждут родителей, желающих отдать своих детей на попечение священнослужителей. Начиная с 10 января воскресная школа и игровая комната открыты для всех.

^