07.02.2007
Заниматься ярмарочно-выставочным бизнесом в России выгодно. А при грамотном подходе — очень выгодно. При этом проводить в регионе несколько ежегодных универсальных или узкоспециализированных выставок престижно для госвласти, благоприятно для бизнеса в целом — это аксиомы. В близлежащих региональных центрах существуют как минимум по нескольку компаний, занимающихся этой деятельностью.

Прорыва не случилось

В Бурятии сложилась противоречивая ситуация, когда десять лет на этот вид бизнеса практически не обращали внимания и монопольно существовал только один игрок — "Улан-Удэнская ярмарка", и в тоже время по объективным причинам в Бурятию рвутся "себя показать" десятки иногородних компаний. Спрос на ярмарки-выставки превышает предложения.

Первая ярмарка прошла в Улан-Удэ в 1997 году, а в следующем на нее уже собралось 76 местных и иногородних компаний. Организатор мероприятия — "Улан-Удэнская ярмарка" — позиционировала ее тогда как возрождение исторических сложившихся торговых традиций еще со времен знаменитых на всю имперскую Россию кяхтинских ярмарок. В какой-то степени это удалось.

В двадцать первом веке ежегодные универсальные улан-удэнские ярмарки собирали уже не менее 100 участников. Сменилась и концепция. В начале 2000-х годов организаторы претендовали на то, что Улан-Удэ станет связующим звеном между Россией и Азией — Японией, Кореей, Китаем и т.д. Судя по всему, этого не случилось. Например, уже в 2004 году на ярмарке доля участников из Бурятии составила 63 процента, таким образом, ни о какой международности в полном смысле этого слова речь не идет. Тем не менее, можно констатировать, что за десять лет в условиях монополии "Улан-Удэнская ярмарка" сумела закрепиться на российском рынке, и на нее товаропроизводители обращают внимание как на серьезную ярмарочно-выставочную единицу. Но она не стала прорывной и вопреки программным заявлениям довлеющей в Сибирском регионе.

Лишний пример реальной неамбициозности в условиях монополизма "Улан-Удэнской ярмарки" история с помещениями под выставки-ярмарки. То, что под ярмарку приспособлен Дворец детского и юношеского творчества у многих иногородних участников вызывало недоумение. Несколько лет назад правительство Бурятии предложило на льготных условиях "УланУдэнской ярмарке" обустраивать площади бывшей фабрики верхнего трикотажа — взять в аренду около 500 квадратных метров. Ярмарка этой возможностью не воспользовалась. Чуть позднее была возможность выкупить те же площади на торгах, но реакции опять не последовало.

Правительство пыталась найти альтернативу "Ярмарке", но это оказалось проблематично. Торгово-промышленная палата Бурятии, которая по статусу должна заниматься выставочноярмарочной деятельностью, из-за отсутствия тех же площадей и подготовленных кадров стать конкурентом не смогла.

Лед тронулся

Кардинально ситуация с мертвой точки сдвинулась в прошлом году, когда Бурятия выиграла общероссийский конкурс на создание бизнес-инкубатора. В то же время одновременно сразу несколько коммерческих структур дозрели до мысли, что на выставочно-ярмарочной деятельности можно зарабатывать.

Что касается бизнес-инкубатора, то здесь грядет событие республиканского масштаба: впервые после идущей сейчас реконструкции "Восточных ворот" в республике появится профессиональный выставочный зал площадью более 500 квадратных метров. Как сообщил "Номер один" Анатолий Баранов, директор компании "Практик", которая управляет бизнес-инкубатором , выставочный зал по планам строителей должен быть готов к маю этого года. Кроме того, что площади будут предназначаться для представителей малого бизнеса, Анатолий Баранов заявил, что залы будут предоставляться для проведения ярмарок проводимых другими компаниями. По его мнению, успешная работа на первой профессиональной площадке позволит выходить с предложениями о создании специализированного экспоцентра, в том числе и виде отдельно стоящего здания.

С появлением здоровой конкуренции на рынке ярмарочновыставочной деятельности не все так оптимистично.

С кадрами для проведения выставочно-ярмарочной деятельности вообще большая проблема. Директор выставочной компании "Байкал-Экспо" Татьяна Беседина отмечает, что специалистов, способных профессионально организовать ярмарку в Бурятии, всего несколько человек. Единственная возможность научится этому своеобразному ремеслу — это контакты с коллегами из других регионов. В России существует Международный союз выставок и ярмарок, который постоянно проводит тренинги, семинары, курсы повышения квалификации, но ни одна фирма в Бурятии в него не входит.

Кроме того фирмы, проявляющие инициативу, зачастую не понимают всей специфики проведения выставок-ярмарок.

"Меня за последний год в качестве менеджера приглашали практически все фирмы, пытающиеся открыть этот бизнес, — говорит Татьяна Беседина. — Но позиция у всех была идентична: при минимуме или даже отстутстввии вложений получить прибыль. Ну не бывает так нигде, и в этом бизнесе в том числе. Когда начинаешь объяснять, что надо сделать и сколько вложить для качественного проведения ярмарки, энтузиазм у людей пропадает".

Тем не менее, будущее этого направления бизнеса в Бурятии, кажется небезнадежным. Во-первых. такой печальный факт, как небольшие объемы собственного производства в республике играет на развитие выставочно-ярмарочной деятельности. Иногородние производители рвутся завоевать рынки сбыта.

Во-вторых, благодаря новым технологиям постоянно появляются новые продукты во всех отраслях — строительстве, медицине, производстве мебели и так далее. Выставки-ярмарки, кроме рекламы (она дорогая), чуть ли единственная возможность познакомить потребителя с товаром или производителем. Ну и, конечно, пресловутая особая экономическая зона на Байкале таит в себе невиданные перспективы для продвижения в Бурятии чего бы то ни было, в принципе.

^