21.02.2007
Село Хасурта в Хоринском районе известно далеко за пределами Бурятии. О людях, проживающих здесь, знают во многих регионах России. За 200 с лишним лет существования села его жители смогли сохранить традиции и культуру предков, передавая многолетние знания и навыки из поколения в поколение. Старообрядчество имеет особый статус в мировой культуре. Удивительно, но в том же Хоринском районе семейские по сей день живут по своим канонам. 98 % жителей села вообще не употребляют алкоголь. Подростки не пьют пиво и другие слабоалкогольные напитки и, как отмечают учителя, не дымят на школьном крыльце сигаретами, как это принято у их городских сверстников. Досуг здесь тоже проводят с пользой для семьи и родного села, а не в бессмысленных гуляниях по злачным местам.

Живая старина

Самой знаменитой уроженкой с. Хасурта сегодня является министр финансов РБ Татьяна Думнова. Ее детство и юность прошли здесь, за 250 километров от столицы Бурятии, в красивом селе с многовековыми традициями. Вот уже несколько лет здесь функционирует музей, в котором побывал не так давно президент РБ Леонид Потапов.

— Мы постарались создать в селе музей, где собрали предметы домашней утвари наших предков, — рассказывает глава сельской администрации Виктор Иванов. — При этом если мы проводим экскурсию, то гостей встречают женщины в народных костюмах, и музей словно оживает. Будто происходит все не в XXI веке, а сто лет назад.

Женщины топят печь, пекут национальное блюдо — соленые оладушки, накрывают на стол, поют песни, угощают гостей только что приготовленной пищей. То есть создают ту атмосферу, которая царила в домах старообрядцев в прошлом веке.

В школе силами учителей и учеников тоже создан историкоэтнографический музей, который мы также демонстрируем гостям, и многие, скажу честно, были удивлены нашим достижениям.

Сильны и христианские традиции. Много молодежи сегодня обращается к вере, и это не может не радовать.

В школе есть курс старообрядчества

По словам супруги Виктора Филипповича, директора сельской школы Натальи Владимировны Ивановой, традиции предков они пытаются сохранить не только путем строительства музеев и церкви. Вот уже несколько лет в школьной программе есть специальный курс, в рамках которого детей обучают навыкам предков.

— Этот курс обязателен для всех. Мы вообще стараемся в любой предмет, исключая разве что физику, химию и биологию, включить хоть крупинку национального колорита, — делится Наталья Иванова. — Рассказываем, как считали наши предки, как писали, какие поговорки знали, какие песни, чем занимались в свободное время, какие обряды были, и так далее.

Ребята, например, обучаются резьбе по дереву. Девочки с ранних лет умеют вышивать бисером, а став старше, овладевают навыками прядения. Знаете, я не умею обращаться с веретеном и делать пряжу, а моя дочь делает это без особых усилий. Для того чтобы сохранить хотя бы умение прясть, нам пришлось найти у бабушек веретена и просить их, чтобы они вспомнили, как это делалось когда-то. Так вот и пошло. Теперь многие наши ученицы умеют перерабатывать дедовским методом шерсть в пряжу. Мы сами шьем костюмы, девочки помогают нам в этом.

На столе у дочери Виктора и Наталья Ивановых лежат непривычные для современной девушки предметы — непонятные подушечки, разноцветный бисер, иголки.

— Так многие наши девочки время проводят, — говорит Наталья Владимировна. — У нас дети достаточно строго воспитываются и старших уважают, причем не только родителей. К примеру, возле школы вы не увидите курящих учеников. Не знаю, может, они где-то под покровом темноты курят, но при свете дня, да еще чтобы кто- то из учителей или соседей увидел, такого нет. Есть, конечно, и такие семьи, которые злоупотребляют алкоголем. Но их немного, и обычно эта пагубная привычка передается по наследству. Если в семье никто крепко не выпивал, то вероятность того, что запьет кто-то из детей, очень мала. А вообще, у нас к алкоголю особое отношение, его употребление в нашей вере не приветствуется.

Крестят в саванах

По словам Виктора Иванова, сейчас село нуждается в настоятеле местной церкви. Для совершения службы сюда приезжает священник, но это происходит чрезвычайно редко, хотя молодежь все чаще изъявляет желание быть крещенными.

— У нас по сей день существует свой обряд крещения, — рассказывает Виктор Иванович. — Сначала ребенка должна крестить его родная бабушка. Для этого малыша или подростка заворачивают в белую простынь или саван, как это принято называть, и ведут к нашей местной речке. Там его три раза окунают. При этом все очень строго. Eсли оказался сухим хоть палец на руке, то обряд придется повторить.

Летом на нашей реке можно наблюдать целые паломничества из маленьких и более старших жителей села. Затем надо дождаться батюшку и он проводит обряд докрещения. То есть завершает его и благословляет.

В Хасурте среди местных жителей в отличие от городской молодежи принято каждый праздник отмечать так, как когдато делали это их предки. Во время святок — машкарадят, или колядуют. При этом молодежь сама шьет костюмы и целый вечер ходит по дворам. На Троицу кумятся. Этот обряд заключается в том, что березку наряжают лентами, бусами, шелковыми платками. Девушки ходят вокруг нее и поют проголосные песни.

Здесь хоронят в бревнах

Необычен и обряд погребения. Как-то странно слышать современному человеку о том, что в ХХI веке хоронят не в гробах, как это принято повсеместно, а в бревне.

— Да, у семейских свои правила захоронения, — подтвердила Наталья Иванова. — Умершего человека одевают в "смертную одежду" — саван, кладут под иконами. Родные, соседи и односельчане приходят прощаться. Наши бабушки надевают в такие моменты свои наряды и плачут, "голосят", причитают.

Для покойника изготовляют домовину (гроб) из толстого бревна, которое раскалывают на две половины, выдалбливая в обеих углубление по размеру тела покойника. Заготовку для домовины наши старики припасают для себя заранее, выбирая в лесу толстую сосну. Как правило, ее хранят во дворе, под навесом, чтобы она не сгнила и не потрескалась на солнце.

Похороны у старообрядцев обставлены разными обрядами и поверьями. Например, считается, чтобы самому не умереть, нужно подержать ноги покойника. Иногда те, у кого болели руки, повязывали их у запястья тесьмой, которой был связан саван, в надежде, что болезнь пройдет.

За картошкой приезжают со всей округи

Как ни странно, но в Хоринском районе ежегодно самый большой урожай картофеля собирают только в Хасурте. Как бы ни старались фермеры и сельчане из других деревень, ничего у них не выходит.

— Каждую осень к нам приезжают со всех уголков Хоринского района, чтобы закупить картофель, — не без гордости говорит Виктор Филиппович. — Постоянно нам задают один и тот же вопрос: что мы делаем и как нам удается собирать такой богатый урожай? Это наш секрет, *.b.`k) мы никому не раскроем (смеется). Надо просто трудиться и работать, вот и все. Мы никогда не думаем о том, сколько нам удастся собрать, какие силы придется затратить. У семейских работоспособность — особенность, которая в крови и передается поколениями.

Бедных в деревне нет

Ни про одну семью в Хасурте нельзя сказать, что она живет плохо. Даже если человек остался без работы, он никогда не станет унывать и, как это принято у большинства, заливать неудачи горькой водкой.

— Недавно наш родственник остался безработным, — рассказывает Наталья Иванова. — Мы с супругом оба работаем, держим хозяйство, но ведь на все надо время. Полдня на работе, потом дома, потом на хозяйственный двор. День прошел, а на следующий — все то же самое. Так вот я вам скажу, наш родственник, который только одним хозяйством и занимается, сейчас живет лучше, чем мы, работающие люди. Он не стал унывать, начал разводить скот. Сейчас у него несколько коров, свиньи. Все, что он делает, — ухаживает за скотиной и получает от этого истинное удовольствие. К тому же когда приходит время, домашняя живность, может принести немалый доход в семью. Вот так.

Многие считают, что в селе сейчас скучно и делать нечего. Мы против этого утверждения. Наше село живет полноценной жизнью. У нас есть свои творческие коллективы, мы бываем на фестивалях, встречаемся с интересными людьми, приглашаем их к себе, и они с удовольствием отзываются. В прошлом году у нас были гости из республик Коми, Тыва, с Алтая, из Красноярского края, Читинской и Новосибирской области. У нас прошел второй день фестиваля фольклора художественных старообрядческих коллективов "Раздайся, Корогод". Более ста человек посетило наше село. И в этом году фестиваль будет, на котором мы обязательно представим свои номера.

Так что наше село живет, а главное — подрастает достойная смена, которой мы стараемся передать традиции и культуру наших предков. Мне кажется, это важно.

^