24.03.2004
Именно такой вариант, предложенный компанией "Транснефть", был одобрен экспертной комиссией Минприроды. Напомним, что проект поставки нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона неоднократно перерабатывался. Южный вариант маршрута предполагал, что труба будет огибать Байкал с юга вдоль Транссиба и через Забайкальск следовать на Дацин. Северный вариант предусматривал строительство нефтепровода к северу от Байкала вдоль трассы БАМ. Экологическая экспертиза Минприроды отклонила оба проекта, так как южный маршрут проходил через Тункинский национальный природный парк, а северный — пролегал в 20 км от озера Байкал. Теперь эксперты одобрили вариант, по которому труба пройдет в сотне километров от озера.
ПИР "Транснефти"
В настоящее время "Транснефть" приступает к проектно-изыскательским работам (ПИР) по строительству трубопровода "Тайшет — Находка". Уже принято обоснование инвестиций проекта, со дня на день ожидается подписание договора с Иркутской областью — седьмым и последним субъектом Федерации, по территории которого пройдет трубопровод. Стоимость проекта оценивается в более чем 10 миллиардов долларов. В компании подчеркнули, что технико-экономическое обоснование проекта будет полностью готово примерно через год. После этого все документы будут переданы для проведения государственной межведомственной экспертизы. По словам президента "Транснефти" Семена Вайнштока, на строительство нефтепровода потребуется около четырех лет. Ранее соглашения о сотрудничестве были подписаны с Амурской и Читинский областями, Бурятией, Еврейской автономной областью, Хабаровским краем и Приморьем.
Напомним, что первоначально предполагалось проложить трубу в Находку из Ангарска. Однако, изучив предложения экологов, "Транснефть" решила отказаться от этого варианта и проложить маршрут примерно в 150 км севернее Байкала. Его протяженность составит 4130 км, причем часть трассы пройдет вдоль БАМа, что, по мнению специалистов, упростит техническое обслуживание трубы и упростит доставку топлива. Проектная мощность нефтепровода составит 50 миллионов тонн в год. Он рассчитан на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, объем потребления топлива в котором, по прогнозам экспертов, к 2010 году превысит полтора миллиарда тонн и будет составлять более трети от общемировых показателей. Специалисты также не исключают, что из Находки нефть наземным транспортом будет переправляться в Китай. Согласно первоначальному варианту, планировалось строительство отвода мощностью 30 млн тонн в год от основной трубы в сторону китайского Дацина.
ЮКОС без нефтепровода, зато с дорогой
Оставшийся в этой ситуации, казалось бы, не у дел ЮКОС, тем не менее, продолжает активно развивать сотрудничество с Китаем. НК заключила два контракта на поставку в Китай сырой нефти: 6 с половиной миллионов тонн в 2004 году и 9 миллионов тонн в 2005 году. Таким образом нефтяники выполняют путинский наказ по загрузке железной дороги в китайском направлении. Затраты на поставку нефти в Китай по железной дороге в среднем в два раза выше, чем по трубе, но компанию это не смущает. Главное — закрепиться на перспективном китайском рынке. По оценкам аналитиков, рентабельность таких поставок сохранится при цене Brent выше $9 за баррель.
Все поставки нефти в Китай будут осуществляться железнодорожным транспортом либо через Забайкальск и Манчжурию, либо через российский приграничный пункт Наушки (транзитом через территорию Монголии). Поставки нефти через Наушки стали возможны после реализации проекта российско-монгольского СП "ВостокАзияТранзит", НК ЮКОС принадлежат 66% акций СП.
Как заявил глава представительства ЮКОСа в Китае Сергей Пресяжнюк, летом текущего года планируется подписание долгосрочного контракта с CNPC: о поставках через Монголию 10 миллионов тонн нефти ежегодно в течение семи лет начиная с 2006 года. С учетом этого ЮКОС увеличит поставки своей нефти в Китай в 2006 году до 15 миллионов тонн.
^