21.03.2007
Двадцать лет назад в улан-удэнском аэропорту "Мухино" произошла авария, аналогичная той, что имела место быть 17 марта в Самаре с ТУ-134. Тогда ЧП произошло с таким же ТУ-134 при таких же обстоятельствах, только на борту уланудэнского военного самолета, потерпевшего аварию в "Мухино", не было пассажиров, а летчиков спасли пристяжные ремни. Самолет сгорел, экипаж отделался испугом и синяками. Тогда этот инцидент не получил никакого резонанса, поскольку борт был военным, а в гражданской авиации СССР это событие не освещалось. Аварию засекретили, сгоревший самолет убрали, и о происшествии вскоре забыли. "Когда забывают о таких случаях и не делают выводов из ситуации, то история повторяется," — комментирует ситуацию эксперт "Номер один", подполковник ВВС запаса Тумэр Цыбенов.

Тогда, в восьмидесятые, военный самолет ТУ-134 вылетел с аэродрома "Восточный", чтобы приземлиться на улан-удэнском городском аэродроме "Мухино", где необходимо было взять на борт американских инспекторов и лететь дальше.

— Надо было пролететь всего 21 километр, — рассказывает подполковник ВВС, авиатор с огромным стажем Тумэр Цыбенов. — Командира ТУ-134 предупредили: метеоусловия сложные, из-за тумана видимость составляет всего около ста метров. Надо было подождать всего полчаса, чтобы рассеялся туман. Но наши военные побоялись, что таким образом заставят американцев ждать, и не захотели выглядеть перед ними непунктуальными. В общем, решили показать иностранцам, что могут работать в любых, даже самых сложных условиях.

И самолет вылетел, не дожидаясь улучшения погоды. При посадке, когда экипаж увидел землю, оказалось, что высота маленькая, и самолет вышел к полосе со смещением вправо. Приборы ведь могут давать погрешность, кроме них, нужно учитывать массу других обстоятельств, которые напрямую зависят от профессионализма каждого члена экипажа. Посадка произошла на грунт, а "тушки" не приспособлены для посадки на такого рода поверхность. После разрушения шасси обломились плоскости крыла, самолет перевернулся, остановился "на спине" и загорелся. Американские специалисты видели, как вспыхнул лайнер. Вместо образцово-показательного приземления вышла не совсем приятная история. Американцы тут же начали интересоваться у летчиков, не тот ли это самолет горит, на котором они должны были улететь. Но им, конечно же, ответили отрицательно. Иностранцы улетели на другом лайнере, а инцидент замяли.

По словам Тумэна Цыбенова, анализ показаний очевидцев и бортмеханика самолета ТУ-134, потерпевшего крушение в Самаре, позволяет сделать предварительный вывод: при заходе самолета на посадку штурман не контролировал высоту полета по радиовысотомеру. Внимание командира экипажа сосредоточено на управлении самолетом, штурман и второй пилот должны вести отсчет истинной высоты полета вслух, чтобы их слышал командир. Видимо, в Самаре этого не происходило. Вести самолет только по приборам в сложных метеоусловиях нельзя. Ситуация повторилась, судя по всему, один в один.

— Вообще, гражданская авиация всегда отличалась высоким профессионализмом летчиков, тем ни менее, львиная доля крушений сегодня связана с человеческим фактором, и это не случайно, — говорит Тумэр Цыбенов. — В авиации от квалификации экипажа зависит очень и очень многое, но как раз профессионализм летчиков в настоящее время зачастую оставляет желать лучшего. Вспомните серию последних аварий: во всех случаях экипаж допустил те или иные ошибки, а в таком деле, как управление самолетом, даже малейшая оплошность может привести к катастрофе. Самолетами должны управлять только виртуозы, профессионалы, чье мастерство безупречно. А у нас что получается? Летчики — они ведь обычные люди. Есть среди них лучшие, назовем их "отличники", есть менее одаренные — "хорошисты" и "троечники". Аварии были всегда, но все же как человек, непосредственно связанный с авиацией, я могу утверждать, что в советское время аварий было заметно меньше. Была безупречная система подготовки кадров, жесткий контроль летного состава и техники, самолетами управляли лучшие из лучших. Что же получается сегодня? Это система дает сбой. Контроль оставляет желать лучшего, система подготовки стала менее качественной, а главное многие "отличники", самые лучшие кадры, уезжают и работают сейчас в Америке, Европе и других странах, где им платят на порядок больше, чем дома. На таких специалистов всегда есть спрос, и цивилизованные страны готовы оплачивать их квалификацию и мастерство достойно. У нас же остались или совсем старые профессиональные кадры, или в большей части "середнячки".

Понятно, что улучшить ситуацию можно, только повышая профессионализм личного состава.

Кроме того, на безопасность полетов влияет и то, что у нас закупаются старые, уже долгое время эксплуатировавшиеся лайнеры. Но об этом уже не раз говорилось.

В целом же наш аэропорт "Мухино" эксперт оценивает как очень хороший, особенно после прошедшей там реконструкции. Аварии в Улан-Удэ, слава богу, большая редкость. Единственное тревожное обстоятельство Тумэр Цыбенов видит в том, что самолеты заходят на наш аэродром со стороны города, как того требует постоянный западный и северо-западный ветер, а потому существуют опасения, что когда-нибудь ЧП может произойти и над Улан-Удэ. Будем надеяться, что профессионализм летчиков их не подведет, и трагедии все-таки не случится.

^