28.03.2007
Некоторое время назад практически все республиканские СМИ с радостью сообщили о начале реконструкции кинотеатра "Дружба". По сути, это означало постройку нового здания для русского драматического театра имени Бестужева. Жители и гости Улан-Удэ смогли наблюдать, как строители без промедления взялись за разборку бывшего кинотеатра. Казалось бы, театр, который несколько десятилетий существовал без собственной крыши над головой, наконец-то решил "квартирный" вопрос. Но руководство культурного заведения, артисты и зрители, видимо, могут обмануться в своих оптимистических ожиданиях.

Госзаказчик-то ненастоящий

Конкурс, который проводило управление капитального строительства (УКС) Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Бурятии в ноябре прошлого года, выиграло известное в республике предприятие ООО "Стамстрой". Таким образом, оно подписало с УКСом контракт и получило право на освоение 586,5 миллионов государственных рублей, запланированных на постройку первого пускового комплекса театра.

Но некоторые участники конкурса, в частности не менее известная компания "Дарханстрой", не согласились с результатами тендера. 22 января строительная компания подала иск в Арбитражный суд Бурятии. В заявлении указано аж на 17 грубейших нарушений законодательства России в ходе проведения конкурса.

Самым главным, по мнению "Дарханстроя", является то, что управление капитального строительства вообще не имело права выступать государственным заказчиком и проводить какие-либо конкурсы, так оно не является органом государственной власти. Правда, госвласть могла уполномочить УКС провести конкурс, но президент РБ, Народный Хурал РБ, правительство РБ, суды РБ (согласно Конституции Бурятии — государственная власть) на этот счет никаких распоряжений не давали. Согласно действующему законодательству, в случае с реконструкцией "Дружбы" само министерство должно выступать заказчиком, так как оно является главным распорядителем бюджетных средств.

Сложилась ситуация, когда министерство культуры отвечает за эти 586,5 миллионов рублей перед государством, но контролировать их не может, потому что не является стороной договора. В роли госзаказчика выступило УКС, не имея на это прав. Поэтому УКС, заключив госконтракт с тем же "Стамстроем", не отвечает, согласно Бюджетному кодексу, за эти деньги. В случае форс-мажорных обстоятельств руководство SJQа скажет: идите в минкультуры и разбирайтесь.

Кроме того, было много процедурных нарушений. Информация о результатах конкурса, которая по законодательству должна быть выложена в интернете в день определения победителя (26 января 2006 г.), появилась только на прошлой неделе 19 марта 2007 года, когда уже вовсю уже шли судебные разбирательства. В печатных изданиях, как утверждает представитель "Дарханстроя", а также директор "Республиканской тендерной компании" Сергей Палхаев, результаты конкурса появились с почти месячным опозданием.

В общем, "Дарханстрой" потребовал признать ГУ "Управление капитального строительства при министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия" ненадлежащим лицом в контракте, действия его незаконными, решение признать победителем "Стамстрой" недействительным.

Сергея Палхаева удивляет: если министерство культуры не желает само заниматься технической стороной конкурса, то почему при наличии в Бурятии специально созданного агентства по госзакупкам, которое официально уполномочено правительством Бурятии для проведения тендеров, размещением заказов, конкурс на размещение контракта стоимостью более полумиллиарда рублей берется проводить УКС? Но больше всего его удивляет огромное желание УКСа проводить подобные "денежные" конкурсы за других и подписывать контракты, опять же за других.

Учитывая немалую сумму заключенного контракта, где львиная доля средств была федеральной, и то, что "Стамстрой" уже вовсю работал на объекте, арбитражному суду предстоял непростой выбор. Тем не менее, 26 марта он удовлетворил иск "Дарханстроя": слишком очевидными были нарушения в ходе организации и проведения конкурса. Следующим логичным шагом суда будет отмена контракта между УКСом и "Стамстроем".

Таким образом, складывается бредовая ситуация. Согласно действующему законодательству, УКС и "Стамстрой" должны разойтись на первоначальные позиции, то есть строители прекратить работы на объекте и вернуть обратно выделенные государственные деньги (по некоторым оценкам — несколько миллионов рублей). А уже выполненную работу на кинотеатре "Дружба" можно будет назвать благотворительной акцией.

Результаты конкурсов на сумму 1,247 млрд. под вопросом

Самое замечательное, что подобное занятие "благотворительностью" грозит десяткам строительным компаниям в Бурятии. В 2006 году УКСом похожим образом было произведено 17 размещений заказов на общую сумму 1 миллиард 247 миллионов рублей. Сумма для Бурятии гигантская. Все заказы шли через социальные ведомства — министерства образования, здравоохранения и культуры, которые должны были организовывать конкурсы и подписывать контракты. Но конкурс проводило УКС минстроя, и государственный контракт подписывало оно же.

При размещении УКСом всех этих заказов был подписан 21 контракт. Объем заключенных контрактов по этим заказам впечатляет. Так, ООО "Ваш дом" выиграло конкурс на строительство лечебного корпуса "Центра восточной медицины" на сумму 224,9 миллиона рублей. "Теплосетьстрой", согласно контракту, должен проложить инженерные сети и благоустроить хирургический корпус республиканской больницы им. Семашко на 29 миллионов рублей. ООО "Вилад " должно построить хирургический корпус со стационаром в Гусиноозерске, сумма контракта 40 миллионов и так далее.

В них, по мнению юриста Сергея Палхаева, множество нарушений. Например, как и в случае с реконструкцией кинотеатра "Дружба", ни один из результатов вовремя не опубликован в печатных изданиях, а на официальном сайте не размещен вовсе. Кроме того, при выборе поставщиков на поставку оборудования для реконструкции другого театра — оперы и балета — для одного из лотов не была определена начальная цена, по другому в документах не оказалось сведений о контрактной цене победителя.

В ряде случаев проигрывали фирмы, предлагающие более выгодные условия контракта. Например, конкурс на разработку рабочей документации на объект "Школа 2 в Кяхте" выиграло ОАО "Бурятгражданпроект-1" с заявкой на 4,9 миллиона рублей. В то же время "Бурятпромстройкомплект" предлагал за эту работу всего 3,1 миллиона. Если у УКСа были серьезные причины выбрать именно "Бурятгражданпроект-1", то мотивы решения должны быть отражены в протоколе — так требует закон. Но в правительственном бюллетене "Конкурсные торги Республики Бурятия", откуда и взята информация, аргументы УКСа-заказчика отсутствуют. Как объяснить гражданам Бурятии, на каком основании чиновники из УКСа полюбили именно ОАО "Бурятгражданпроект-1"?

Но это еще не все. Как заявил "Номер один" Сергей Палхаев, несколько дней назад Федеральная антимонопольная служба по Бурятии возбудила дело по признакам административного правонарушения "Публикация недостоверной информации". Управление капитального строительства объявляет себя в документах генеральным заказчиком, коим, как оказывается, не является. Если антимонопольная служба посчитает УКС правонарушителем (а есть все основания предполагать, что так оно и будет), то любому проигравшему участнику всех конкурсов, затеянных в прошлом году УКСом, можно смело подавать в суд на признание итогов недействительными.

Республику ожидает коллапс целой отрасли?

Представители "Дарханстроя" уже заявили, что они будут обязательно оспаривать проведение упоминавшегося конкурса на строительство лечебного корпуса "Центра восточной медицины" на Верхней Березовке, который выиграло ООО "Ваш дом". Цена вопроса — контракт на 245,7 миллиона рублей.

Если примеру "Дарханстроя" последуют остальные проигравшие строители, то существует реальная угроза коллапса целой отрасли экономики республики. Во-первых, на неопределенные сроки приостановится строительство 17 социальных объектов республики, которое финансируется практически из федерального бюджета. Во-вторых, больше миллиарда рублей, что называется, без движения зависают в воздухе. Часть из него уже выдали победителям, но его нужно предполагать, если конкурсы надо будет проводить заново. В-третьих, как будут разбираться между собой УКС и действующие победители (тот же "Стамстрой", "Бурятагропромпроект", "Нижнеангарсктранстрой", "Бурятгражданпроект-1" и другие), вообще непонятно. Мало того, что они уже построили кучу всего на выигранных объектах, так в перспективе у них могут потребовать обратно выданные госсредства, то есть многих фактически обанкротить.

Непонятно, как такое вообще могло произойти? Предположить можно только одно: неким чиновникам ужас как захотелось поучаствовать в "распиле" государственных денег. Но, как показали события последних дней, сделали они это чрезвычайно неумело, топорно, с элементарными нарушениями закона. Арбитражный Суд РБ подтвердил этот факт. Чем руководствовались чиновники из УКС минстроя республики, когда, не имея ни прав, ни полномочий, как слон в посудной лавке, распределяли деньги на столь необходимые для Бурятии объекты?

Коррупция и откаты — об их величине знают даже менеджеры среднего звена в строительных организациях республики — тема отдельного разговора.

^