04.04.2007
С недавних пор дорожно-патрульная служба Бурятии стала активно использовать в своей работе гражданские автомобили для скрытого видеонаблюдения за дорогами. Теперь отсутствие в прямой видимости поста или автомобиля ДПС — не гарантия того, что ваше нарушение останется незамеченным.

Милиционеры отмечают: скрытая камера позволяет не только четко и аргументированно доказать факт нарушения водителем правил дорожного движения, но и становится одним из методов профилактики правонарушений на дорогах. Водитель, понимая, что за его действиями может вестись наблюдение, реже совершает правонарушения.

— Когда наши водители видят у дороги инспектора ДПС, то, естественно, не нарушают правил дорожного движения, — рассказывает командир отдельного батальона ДПС ГИБДД МВД по РБ Леонид Минаев. — Когда же не знают о его присутствии, расслабляются и позволяют себе довольно грубые нарушения.

Скрытый надзор за дорожным движением является одним из направлений несения службы инспекторами ДПС. Пост, оборудованный камерой, как правило, выставляется в тех местах, где наиболее часто происходят дорожно-транспортные происшествия, на участках с интенсивным движением.

Алгоритм действий довольно прост: за 600—700 метров до патрульной машины ДПС, на сложном участке дороги, выставляется обычная на вид машина без опознавательных знаков, так сказать, в гражданском варианте, в которой несет службу инспектор ДПС. Кстати, часто он тоже в гражданке. Водители не обращают на такую машину никакого внимания, а потому едут как обычно, зачастую нарушая правила. В это время инспектор, сидящий в "засаде", записывает ситуацию на дороге на видеокамеру и по рации передает о нарушениях патрульной машине "ниже по течению". Патруль останавливает машину и предъявляет водителю факт нарушения. Если нарушение ПДД отрицается, то вызывается инспектор с камерой, и водителю предъявляются доказательства его вины.

— Не все нарушители сразу признают свою вину, — рассказывает старший инспектор по пропаганде ГИБДД МВД по РБ Саян Будаев. — Последний рейд показал: на одном месте за 30 минут было выявлено семь грубых нарушений ПДД. Двое водителей были согласны с предъявленным фактом нарушения, а пятеро отрицали. Пришлось вызывать инспектора с камерой и показывать неопровержимые доказательства его вины.

Кто-то кричит и ругается, просит убрать камеру, потому что не может принять эту форму работы ГИБДД, кто-то безропотно отдает инспектору ДПС документы для составления административного протокола. Но все понимают: с такой доказательной базой ничего не поделаешь.

Сразу три машины были задержаны сотрудниками ДПС на ул. Кирова возле ТЦ "Удинский пассаж" после того, как совершили выезд на полосу встречного движения на остановке "Советская", где обогнали трамвай, не пропустив, как это положено, пешеходов. Следом за ними, через пару минут нарушил правила другой автомобиль, который в том же месте произвел запрещенный разворот на пешеходном переходе в месте двух остановок. На всех нарушителей были составлены административные протоколы.

Сейчас в нашем городе по такой схеме ежедневно работает дватри автомобиля. Проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречную полосу, поворот со второй полосы. Эти грубые нарушения правил обычно было трудно доказать, сейчас камера помогает дать объективную оценку ситуации на дороге и исключить долгое выяснение обстоятельств задержания.

Активизация работы в скрытом режиме (дорожный дозор) стала возможна за счет должного финансирования этого направления работы. И это дает свои результаты: сегодня только за день камеры видеонаблюдения фиксируют около 30—40 грубых нарушений правил дорожного движения. В огромном потоке неучтенных нарушений, способных стать причиной серьезных ДТП, камера по праву становится самой эффективной формой борьбы с нерадивыми водителями.

^