18.04.2007
С первого июля этого года в работе строителей в России грядут революционные изменения. Отменяется система лицензирования: строители сами будут определять, кто достоин заниматься столь важным делом. Кроме этого, они же будут рублем отвечать за всевозможные форс-мажоры, например, тот же брак. Причем отвечать за нерадивость отдельного строителя или фирмы придется всем скопом без разбора. Строители в Бурятии оценивают грядущие новации сдержано пессимистично. А жителям Улан-Удэ стоит ожидать нового скачка цен.

Действующая в настоящее время система государственного регулирования и надзора в строительстве не критиковалась только ленивым. Но она действительно не в состоянии обеспечить адекватную ответственность ни строителей, ни самого государства за нарушения в этой сфере. Строительный рынок контролируют 15 разных ведомств и 13 надзоров, но при этом чиновник, выдающий лицензии, не несет никакой ответственности за качество, а строительные компании не отвечают за результаты своей работы. Видимо, неслабо подумав, в качестве альтернативы чиновники предложили ввести в России механизм корпоративной финансовой ответственности строительных компаний.

Поправки в Градостроительный кодекс РФ предполагают создание института саморегулируемых организаций (СРО), которые должны будут осуществлять реальный контроль и надзор над коллегами и нести ответственность за каждого недобросовестного члена организации. Эти организации и должны прийти на смену лицензиям с 1 июля. Тем не менее, отношение самих строителей к саморегулируемым организациям непростое.

По мнению специалистов, с одной стороны, это позволит самим строителям определять профессионализм желающих что-то строить в Бурятии и тем самым поддерживать высокие стандарты качества. Допуск на рынок будет осуществляться путем выдачи документа (сертификата — аналога лицензии), удостоверяющего членство в СРО. А требования к членству, а также профессиональные стандарты и безопасности разрабатываются самой СРО.

Зато как будет происходить удаление с рынка и чем за это расплатится СРО, вызывает у действующих строителей большие вопросы. Суть предлагаемого государством механизма удаления с рынка такова: если какой-нибудь заказчик понес убытки от действий фирмы-члена СРО (а туда должны вступить все строители в Бурятии), он может обратиться к помощи специально созданного компенсационного фонда, формирующегося за счет членских взносов. В результате окажется, что за ошибку одного строителя заплатят все участники рынка. Это будет плата за самостоятельность от государства, которую строители пока воспринимают насторожено.

— Зачем всем предприятиям, входящим в СРО, отвечать за нерадивость одной? — спрашивает Владимир Подлужный, исполнительный директор строительной компании ООО ЖКС Сибирь. — Проштрафившуюся фирму мы выгоним, конечно, из своих рядов, но платить за причиненные убытки конкретному заказчику придется всем.

И это только часть финансовых проблем, которые в связи с появлением саморегулирующих организаций у строителей обязательно возникнут. По информации исполнительного директора "ЖКС-Сибирь", сумма, необходимая для вступления в СРО, будет весьма значительной. И это неизбежно отразится на каждом жителе Бурятии в виде роста цен на вновь возводимую недвижимость.

— Это так называемый "входной билет" — вступительный взнос, — говорит Владимир Подлужный. — Это будут большие деньги. Не все строительные организации Бурятии это дело выдержат. Будет произведен отсев большинства компаний. На строительном рынке после такого финансового прессинга в Бурятии останутся буквально единицы. А на пользу делу такие нововведения не пойдут. По крайней мере, на первоначальном этапе.

В профессиональных кругах республики много говорится о СРО, но конкретно в Бурятии никто не взял пока ответственность за внедрение этого института. По мнению местных строителей, такую функцию должен взять на себя минстрой республики.

— С нашими конкурентами-коллегами у нас контактов по поводу отмены лицензий и создания СРО не было, — говорит Владимир Подлужный. — Да мы и не видим смысла, для чего сейчас самим строителям заниматься этой проблемой. У нас в чисто производственном плане очень много вопросов, которые нужно решать. Поэтому функцию координатора, на мой взгляд, все равно должно взять на себя государство. Иначе получится, что к нашим многочисленным проблемам добавится еще и СРО, которое неизвестно чем закончится. Пока тратить на него свое время, считаем излишним. Если по деловому к этому вопросу подходить, то смысл и выгоды от нововведений мы для себя пока не видим.

С другой стороны, такая независимая организация со столь высоким законодательно закрепленным статусом могла бы стать отраслевым профсоюзом и лоббировать интересы строителей, помогать решать их насущные проблемы. А их, как отметил Владимир Подлужный — множество. Например, с землей большие проблемы. Вернее, с самой землей в Бурятии проблем нет. Как известно, на ее территории может разместиться несколько немаленьких европейских стран. Серьезные вопросы возникают с оформлением тех участков, которые завязаны с инженерной инфраструктурой: таких площадок на сегодняшний день крайне мало. В широком масштабе инженерными сетями, то есть их подводом к строительным площадкам в Бурятии не занимаются. Сейчас новые объекты подсоединяются к сетям, которые появились еще в советское время.

Закон о саморегулируемых организациях в части касающихся поправок в Градостроительный кодекс прошел первое чтение в Государственной Думе. И в том, что скоро строители начнут работать в совершенно новых условиях, никто не сомневается.

^