25.04.2007
Каждый раз, когда заходит речь о рынке труда, звучат одни и те же слова: в то время как абитуриенты спешат стать юристами и экономистами, республике не хватает рабочих специальностей. Казалось бы, нужно поддерживать существующие средние специальные учебные заведения (ССУЗы). На деле выходит все с точностью до наоборот.

Академия намерена выселить ССУЗ

Странная ситуация сложилась с профессиональным лицеем 16. Работа успешного учебного заведения оказалась под угрозой.

Называется происходящее звучно и громко — реструктуризация и оптимизация. Однако у этой оптимизации, судя по всему, сюжет тот же, что у сказки про лису, которая зашла погостить к зайцу и забрала у него избушку.

Началась история в июне 2005 года. Тогда впервые прозвучало название "Российская академия правосудия", речь шла об аренде этим вузом одного-двух кабинетов в здании лицея. Несмотря на скромные поначалу запросы, осмотреть здание приезжал лично Леонид Потапов. Осмотрел и... дело заглохло почти на год. А в июле 2006 — неожиданный сюрприз: правительство республики обсудило вопрос о размещении академии в здании лицея, причем в отсутствие директора лицея. Не поставленные в известность об итогах обсуждения, члены педколлектива заволновались, по городу поползли неприятные слухи о закрытии лицея 16.

Волноваться было из-за чего. Материальная база лицея заставит завистливо вздыхать не только другие ССУЗы, но и высшие учебные заведения. Зданию всего 20 лет, удобные кабинеты, широкие коридоры, учебная пекарня, спортзал со скалодромом, общежитие, гараж. Комплекс удобно расположен на улице Шумяцкого, здесь проходит много линий общественного транспорта.

От имени преподавателей, учащихся и родителей было направлено открытое письмо в общественную приемную президента республики, в Народный Хурал, Главному федеральному инспектору Б. Данилову, министру образования С. Намсараеву. Просили одного — объяснить происходящее и сказать, чего же ждать в будущем. Ответа, по словам работников лицея, они ни от кого так и не дождались.

Между тем слухи продолжали обрастать подробностями. Замдиректора лицея Надежда Васильева и преподаватель математики Роза Санжиева вспоминают, что не знали, как и реагировать на вопрос: "А вас правда закрывают?" Весь педколлектив оказался тогда буквально в подвешенном состоянии, однако продолжал работать, набрал в сентябре новых студентов, отметил двадцатилетие лицея.

Вместо нового здания — в развалюху 37 года

И снова сюрприз. В январе 2007 года в лицее объявились гости. Официальный предлог комиссии — знакомство нового начальника отдела министерства образования и науки С.В. Тютрина с вверенным ему учреждением. Сотрудники ССУЗа собрались в ожидании встречи с начальством, предположив, что будет действительно знакомство с ситуацией и людьми. Но мероприятие прошло в неожиданном ключе. Г-н Тютрин с непредставившимся спутником осмотрели учебные площади и уехали.

Тут лицей залихорадило всерьез. Слухи стали обретать более четкие очертания: лицею — быть, но на базе профессионального училища 8, что в поселке мясокомбината. Это старое здание 1937 года постройки, рассчитанное на гораздо меньшее количество учащихся.

Коллектив отправил обращение в комитет по социальной политике НХ. Апеллировали к тем самым фактам, которыми козыряют чиновники в своих выступлениях. К нацпроекту "Образование", к объявленному Году молодежи, к грядущей организации особой экономической зоны, для которой понадобятся кадры в сфере туризма.

Ответа ждали полтора месяца. И получили наконец 29 марта скупую отписку. Комитет по социальной политике Народного Хурала в ответ на обращение коллектива работников лицея сообщил следующее (со ссылкой на Минобраз РБ):

"Профессиональный лицей 16 и профессиональное училище 8 города Улан-Удэ являются образовательными учреждениями, родственными по профилю подготавливаемых профессий. В целях более рационального использования финансовых средств, оптимизации сети учреждений начального профессионального образования в соответствии с протокольным решением Правительства Республики Бурятия от 03.07.2006 года "О выделении здания для размещения филиала "Российской академии правосудия" в г. Улан-Удэ" прорабатывается вопрос об объединении ГОУ НПО "Профессиональный лицей 16" и ГОУ НПО "Профессиональное училище 8" в ГОУ НПО "Профессиональный лицей 16" по адресу г. Улан-Удэ, ул. Пугачева, 35".

Таким образом, самые ужасные предположения подтвердились. В ССУЗе воцарилось похоронное настроение.

780 человек утрамбуют в помещение, рассчитанное на 250

Обратимся к толковому словарю. "Оптимизация: 1) процесс выбора наилучшего варианта из возможных; 2) процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние".

Теперь, памятуя о значении слова "оптимизация", рассмотрим факты.

В шестнадцатом лицее студентов готовят по необходимым для туризма и сферы обслуживания специальностям: агент по туризму, специалист по туруслугам, водитель экскурсионного автобуса, официант со знанием английского языка, администратор зала, официант-бармен, а также поваров, кондитеров, пекарей и операторов ЭВМ. В восьмом училище — поваров-кондитеров и специалистов по изготовлению колбас и мясных полуфабрикатов. Несмотря на это, чиновники от образования письменно признают эти учреждения "родственными по профилю подготавливаемых профессий".

В училище 8 отсутствует даже спортзал, тогда как у лицеистов сегодня есть возможность заниматься по туристическому профилю на специально оборудованном скалолазном тренажере.

Кроме того, важно отметить, что лицей 16 — единственное учебное заведение, которое готовит рабочих для "Амты" и "Бурятхлебпрома". У лицея хорошие планы на будущее: на 2007—12 гг. предусмотрено создание ресурсного образовательного центра по комплексной подготовке специалистов для туриндустрии. Соединение двух учреждений на куда более бедной материальной базе, по сути, ставит жирный крест на всех планах и достижениях.

Уже ясны последствия "выбора наилучшего варианта из возможных". ССУЗ лишится учебной пекарни. 70 учащихся на специальности "Пекарь-мастер" остаются без занятий. Не будет лаборатории, спецкабинетов, скалодрома. Будущие специалисты по туризму (88 человек) и кондитеры сахаристых изделий (71 человек) практически выпадают из образовательного процесса. В училище, наконец, просто меньше учебных кабинетов. Как разместить 780 учащихся в стенах, рассчитанных на 250 человек? Возникают вопросы сокращения учебных и, соответственно, рабочих мест.

При этом работников лицея заверяют: вы ничего не теряете, вы остаетесь под вывеской лицея 16. Вот только висеть эта табличка будет на окраине города в старом здании довольно неблагополучного района.

Соответствует ли происходящее определению понятия "оптимизация"?

Родителю уверены: ущемляются права их детей

Перевод образовательного процесса в категорически неподходящие условия педагоги рассматривают как фактическую постепенную ликвидацию учебного заведения. Достаточно успешного, надо отметить. Лицей 16 дважды (в 1998 и 2001 годах) получал статус федеральной экспериментальной площадки. В 2005 завоевал звание "Школа года" и выиграл грант Минобраза РФ как "Инвестиционно привлекательный субъект сферы образования". Однако, видимо, инвестиционную привлекательность лицея можно увидеть только издалека, а минобраз республики вместо поддержания и развития фактически выставляет из родных стен 420 учащихся и 96 сотрудников.

Тревогу бьют и родители. Председатель родительского комитета Наталья Игумнова говорит, что у ее сына в лицее дела пошли куда лучше, чем в школе, юноша с удовольствием изучает азы профессии. И страшнее всего, если дети останутся без возможности учиться. Даже дорога до здания училища 8 — это огромная проблема. Если сейчас учащиеся лицея, зачастую ребята из небогатых семей, добираются со всех концов города на трамвае, а если и на автобусе, то без пересадок, то в поселок мясокомбината ходит только маршрут 2. Это лишнее время и дополнительные расходы на дорогу. Криминогенная обстановка района также пугает родителей учащихся.

— Мы, родители, сейчас ни перед чем не остановимся, — уверяет Наталья Николаевна. — Куда они сейчас пойдут, им по 15 лет! Видели мы и здание, и общежитие в том училище. В первую очередь, я считаю, ущемляются права детей. Мы обратились в прокуратуру и будем до конца отстаивать лицей.

На прокуратуру и мнение коллектива не обращают внимания

По Гражданскому кодексу реорганизация юридического лица может быть произведена по решению его учредителей, в данном случае — Министерства образования и науки РБ. Оно и подготовило 28 декабря 2006 г. "Проект постановления о реорганизации".

Но согласно закону "Об образовании" (п. 3 ст. 11) и по условиям договора между Минобразом Бурятии и лицеем 16 реорганизация должна осуществляться с учетом мнения трудового коллектива, оформленного решением общего собрания. Такое собрание проводилось. Постановили 73-мя голосами из 74-х: "Предполагаемый вариант объединения считать неприемлемым".

Из прокуратуры ответ пришел 5 апреля 2007 года. Родителям сообщили, что министру образования объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.

— Ликвидируя нас, они идут на нарушение Закона об образовании, — говорит замдиректора Нина Сергеева. — Но на это никто не хочет смотреть.

Под благовидным предлогом оптимизации и реорганизации фактически ликвидируется успешное и перспективное учебное заведение. Материальная база реально ухудшается, и в разы. Прахом идут усилия по созданию новых и нужных республике ` !.g(e специальностей. Противозаконно, если судить по заключению прокуратуры, отвоевывается здание для академии правосудия. "Нужно ли нам такое правосудие?" — задаются вопросом в лицее. И не находят ответа на свои многочисленные вопросы.

Преподаватели сейчас бояться одного: если через законодательный запрет все-таки переступят и в здание на Шумяцкого въедет академия, то разрулить ситуацию станет почти не реально.

Наталья Игумнова настроена решительно:

— Мы хотим спросить у властей через газету, работает ли у нас закон, и заверить чиновников, что будем до конца отстаивать права лицея на достойное существование.

^