25.04.2007
В предстоящие выходные, 28 и 29 апреля, в театре русской драмы имени Н. Бестужева ожидается интересная премьера — эротическая комедия "Лисистрата".

Отказаться от брачного ложа во имя мира

Напомним, что на сегодняшний момент в русском драматическом сложилась трудная ситуация после недавнего ухода главного режиссера, который поверг многих в состояние шока. Андрей Штейнер раньше уже успешно работал в улан-удэнском театре, поэтому новость о сотрудничестве с ним труппа восприняла с радостью и облегчением. Выбор пьесы для постановки был сложным, и наконец он пал на "Лисистрату" Аристофана. Это произведение, написанное в 411 г. до н.э., называют самой блестящей из антивоенных комедий поэта. И проблемы, озвученные в нем, не потеряли своей актуальности и по сей день.

Сюжет комедии несложен: афинянка Лисистрата призывает всех женщин Греции отказаться от брачного ложа, покуда их мужья не заключат мир, прекратив тем самым бессмысленную войну. И насмехавшиеся поначалу над женщинами воины в конце концов оказываются вынужденными признать их победу.

— Этот бунт возник не потому, что женщины хотели равноправия с мужчинами, — поясняет Андрей Штейнер, — а потому что они хотели защитить своих мужей от смерти. Мы несколько сместили акценты, и Лисистрата у нас не вдова, а девушка, мечтающая о муже и семье. Однако все мужчины — на войне. Желание иметь мужа подвигло ее организовать всю Грецию, и женщины всех полисов откликнулись на призыв. Речь идет о желании женщины того, чтобы мужчина был не носителем смерти, а носителем жизни, потому мы хотим закончить спектакль рождением ребенка. Причем женщина рожает в щит.

Гречанки не просто решили игнорировать своих мужей, но специально распаляли их желания, наряжаясь и используя свои чары. Растрепанные, в будничной одежде в начале пьесы, позже они преображаются, надев дорогие платья и украшения. Тем самым они и сами начинают ощущать свою женскую силу.

Голая правда

В новой постановке ведущая мысль — о величии двух начал, женского и мужского, которые вместе способны породить новую жизнь и продолжить движение этого мира. Одним из эпиграфов, предпосланных постановке, стали слова Андрея Штейнера: "Мужчина управляет Вселенной, а женщина управляет мужчиной. В этом противоборстве есть движение, а движение %abl жизнь!"

Режиссера волнует утрата чувственности в современном мире. Таинство любви отступает в городах перед похотью и вожделением, пропагандируемым масс-медиа. Тело перестает быть драгоценным сосудом любви, будучи бесстыдно обнаженным и растиражированным. Люди попросту привыкают к "обнаженке" и уже не видят в противоположном поле божественного начала.

Задача искусства сегодня — вернуть людям трепетное ощущение древней силы плотской любви, и неслучайно для этого выбрана именно эротическая комедия, ведь Эрос — это, прежде всего, бог никак не разврата, а плотской любви.

Работая с аристофановским текстом, театр готов повернуться к зрителю неожиданной стороной и разговаривать с ним откровенно. Актерам предстоит появиться на сцене, как это было принято в Древней Греции, обнаженными. Кроме того, надо отметить, что в работе занята почти вся труппа, а язык спектакля решили не адаптировать под современность и работать с классическим переводом.

— Работать с текстом было довольно сложно, учитывая специфику оборотов речи, — отмечает завлитчастью театра Лилия Маркина, — однако это стало великолепной практикой. Педагог по сценической речи Любовь Рябкова проводила для актеров индивидуальные занятия.

Андрей Штейнер очень тепло отозвался о работавшей над спектаклем команде, заметил, что доволен работой абсолютно всех служб театра. Над сценографией и костюмами работал художник Игорь Пригодский, музыкальным оформлением занимался актер театра Евгений Овчинников, режиссером по пластике стала Евгения Герасимова.

Называя имена, стоит сказать, что этим спектаклем режиссер открывает новое имя для театра. Екатерина Белькова — воспитанница Русской актерской студии, причем она в свое время стала студенткой одновременно с обучением в 11 классе. Молодой актрисе, до этого момента выступавшей в течение двух лет почти все время на вводных ролях, доверена главная роль в "Лисистрате". Все эти моменты новизны волнуют творческий коллектив, и хочется надеяться, что в сердцах улан-удэнцев и гостей города спектакль найдет живой отклик.

^