25.04.2007
Интересно, что победитель такого престижного конкурса живет в поселке Онохой и учится не в какой-нибудь престижной гимназии, а в обычной поселковой школе. Роман Ленкин увлекается историей, сколько себя помнит, причем к истории он пришел через политику.

Все началось с бомбардировок Югославии

А началось все с того, что десятилетний Рома увидел по телевизору в новостях как НАТО начало бомбить Югославию. С этого момента впечатлительный мальчик стал всерьез интересоваться большой политикой, что, в конце концов, и привело его к изучению истории.

— Как-то меня это событие привлекло, я стал искать ответы на волнующие меня вопросы по Югославии, постепенно начал интересоваться международной политикой в целом, потом уже внутренней, — вспоминает ученик 11 класса, — а дальше пошло-поехало: я заинтересовался тем, почему развалился Советский Союз, и другими злободневными вопросами российской истории.

В пятом классе Роме в руки попали первые учебники истории, а затем и множество исторических книг, которыми мальчик без конца зачитывался. Никто из родственников Романа научной деятельностью не занимался: отец школьника работает охранником на местном заводе, мать — домохозяйка. Однако увлечение мальчика родители поддержали: постоянно покупали ему интересные книги и едва ли не на свои последние средства отправили на олимпиаду, о чем теперь, конечно, не жалеют.

Жюри аплодировало онохойцу

В седьмой Всероссийской олимпиаде по истории участвовали лучшие школьники из 75 регионов России. Проходила олимпиада в городе с богатой историей — Брянске.

— В первый день мы сдавали тест, — рассказывает Роман Ленкин, — во второй еще один тест плюс писали эссе. Затем баллы за два теста и эссе сложили, допустив к третьему туру только тех, кто набрал в общей сумме 230 баллов. Я набрал 279 (это был девятый результат) и прошел в третий тур. На этом финальном этапе мне дали лист с несколькими возможными темами устных выступлений, я выбрал тему по эпохе Петра Великого и выступил.

Вопрос касался оценок историографии этого периода, поэтому Рома перечислил основные оценки историков, а затем дал событиям свою собственную оценку. После этого нужно было без подготовки ответить на три вопроса: один от членов высокого жюри и два — от своих ровесников-конкурсантов. С поставленной задачей Рома справился блестяще, заслужив в свой адрес аплодисменты от членов жюри — почти не бывалый случай.

Тамара Галсановна Бальчинова, преподаватель истории и классный руководитель, Ромы в победе была уверена. Ведь юноша, начиная с восьмого класса, удивлял ее и своими обширными фактическими знаниями в области истории, и необычным мышлением.

— У него очень хорошее аналитическое мышление, — поясняет Тамара Галсановна, — ведь в истории все закономерно. У него причинно-следственные связи очень хорошо прослеживаются, сравнивать и анализировать он умеет отлично!

Путинская премия и миллион для школы

По словам учителя, ее заслуг в том, что ученик победил на престижной олимпиаде немного, она лишь направляла и поддерживала и без того необычайно одаренного подростка.

— Бывало, что и спорил со мной на равных, — вспоминает преподаватель. — Например, помню, высказал свое мнение по Великой Отечественной войне о результатах и цене победы, свою точку зрения имел и на перестройку и сегодняшнюю ситуацию. Но у нас это в принципе не возбраняется, если твое мнение достаточно обоснованно, пожалуйста, высказывайся!

Как уверяет учитель, одним лишь хорошим знанием истории таланты онохойского Ломоносова не ограничиваются. Он и стихи талантливые пишет, и риторикой занимается, и, как уже сказано, политикой, и точными науками, и кавээнщик с искрометным юмором. В 2006 году Рома получил денежную премию в размере 30 000 рублей в качестве поддержки талантливой молодежи от самого Владимира Путина! Но и это еще не все.

— В прошлом году наша школа была удостоена миллиона, — вспоминает классный руководитель, — в этом тоже заслуга Ромы. Когда шла гражданская экспертиза нашего проекта, приезжала авторитетная комиссия из республики и БИГ ПРО. В защиту проекта выступал глава нашей поселковой администрации, депутат Хурала от нашего округа, но самое убедительное и интересное выступление было, несомненно, у Ромы.

Проникновенная речь Романа не осталась без внимания, миллион был выделен, школа стала участником федеральной программы благодаря своему одаренному ученику. Члены жюри лично убедились в том, каких детей воспитывает эта школа. Сам Рома был наиболее веским аргументом для жюри.

"ФСБ и политика — не для меня"

Как рассказывает Тамара Галсановна, несколько лет назад, когда ее ученик блестяще выступил на республиканской олимпиаде, в поселок приезжали сотрудники ФСБ РБ с приглашением поступить к ним на учебу, а потом и на службу. Из-за слабого здоровья Рома был вынужден отказаться.

В политику идти Роман тоже не хочет, все больше мечтая о работе научной.

— Только не в политику! — восклицает вундеркинд. — Я слишком много изучал историю и примерно знаю, что это за дело. Мне туда идти совершенно не хочется. Скорей всего, буду историком. В этом году я поступаю на исторический факультет МГУ, ведь победа на Всероссийской олимпиаде дает право на автоматическое зачисление на первый курс факультета и обучение на бюджетной основе. В будущем хочу стать историком, заняться научной работой.

В перспективе Рома рассчитывает детально изучить свою любимую эпоху в России — девятнадцатый век.

— Может быть, и открою что-нибудь новое! — надеется выпускник.

В свободное время юноша любит играть на гитаре, слушать рокмузыку или погонять с ребятами в футбол, не оправдывая всеобщего мнения о занудных "ботаниках". Вот только первую любовь он пока не встретил и, по его словам, как можно больше времени постарается сохранить свою независимость.

— Для меня сейчас главное — дело, — рассуждает школьник, — даже не столько желание построить карьеру, сколько творческая деятельность, мне это ближе. Заняться любимым делом, уйдя в него с головой, — для меня это и есть счастье.

^