02.05.2007
Недавно в районе Энхалука едва не произошла трагедия. Четверо человек, отправившись на рыбалку на двух автомобилях "Ока" и Nissan Bluber, вернулись домой через трое суток и без улова, и без машин.

Таловские "челюскинцы"

Четверо мужчин, жители станции Таловка, направились на рыбалку, отъехав на двух машинах от берега на 12 км. Стоявшие повсюду предупреждения о запрете выхода на лед их не остановили. Клев был настолько удачным (было поймано 1500 хвостов омуля), что рыбаки пришли в азарт и, забыв обо всем, остались на льду Байкала на трое суток.

Пока наконец не заметили наутро четвертого дня, что лед совсем размок. Друзья решили поехать вглубь Байкала, решив, что там лед попрочнее. В результате "Ока" провалилась передними колесами в воду. Попытка вытащить автомобиль с помощью другого не удалась. Движение на второй машине стало также невозможным из-за ломкого льда. Ситуация осложнилась еще и тем, что один из заядлых рыбаков — инвалид (без одной ноги). Поняв всю безвыходность ситуации, двое из мужчин отправились к дому пешком, , чтобы сообщить обо всем произошедшем спасателям.

— Нам сообщили, что на льду осталось двое человек, один из которых инвалид, и две машины, — рассказывает Альфер Владимир Нотович, старший оперативной группы Байкальского ПСО по РБ. — В 8:25 мы подъехали на место совместно с сотрудниками ГИМСа Кабанского района. К моменту нашего прибытия ситуация сложилась таким образом, что, в принципе, ни на одном виде транспорта подобраться к ним уже было невозможно.

Спасатели прибыли на снегоходе, однако была реальная угроза провалиться и на нем. По словам спасателей, впереди ехавшего снегохода шла волна из съежившегося льда. С помощью снегохода людей в конце концов вывезли. Однако спасенные горе-рыбаки результатом операции были недовольны, потому что оба автомобиля так и остались стоять на том же самом месте. Мужчины требовали, чтоб их машины вытащили со льда с помощью вертолета МЧС.

— Ребята чуть сами себе не вырыли, так сказать, ледяную могилу, — комментирует спасатель. — Они сделали несколько ошибок, которые вполне могли стоить им жизни: выехали, несмотря на все запреты, на лед, отъехали от берега слишком далеко, пропустили момент, когда лед стал совсем мягким. Два автомобиля до сих пор стоят на льду, а !kbl может, уже и провалились — это неизвестно. Но кто виноват в этой ситуации, если не сами "путешественники"?

Все чаще со дна водоемов вылавливают джипы

Случаев провала автомобилей под лед в практике спасателей было множество. И при этом все уповают на МЧС.

Рассказывает начальник Усть-Баргузинского поисковоспасательного подразделения (БПСО) Байкальского поисковоспасательного отряда Александр Борисов:

— Некоторые откровенно хамят нам, дескать, мы все налоги платим, вы обязаны бесплатно предоставить нам вертолет и вытащить наш автомобиль, — замечает Владимир Нотович. — Если есть кого вытаскивать, мы сделаем все для спасения человека, но рисковать людьми и техникой из-за автомобилей нецелесообразно. Тем более что один час работы вертолета стоит 50 000 рублей. Но люди, выходя на лед, об этом почему-то не задумываются.

Как уверяют спасатели, водители все чаще заведомо нарушают все правила при выезде на лед, рискуя при этом не только своей жизнью, но и жизнью спасателей.

Еще наблюдается такая тенденция: теперь на рыбалку большей частью ездят не те, кто живет этим видом промысла или нуждающиеся люди, а вполне обеспеченные граждане на довольно дорогих автомобилях. Вот и вылавливаются потом по лету из воды разные джипы, "Тойоты" и прочие крутые автомобили. Соблюдать технику безопасности или надевать тот же спасательный жилет владельцы престижных машин не желают.

В итоге каждый год в одно и то же время спасатели снова и снова вылавливают из-подо льда машины и их владельцев. Есть даже постоянные "клиенты", которых приходится спасать регулярно.

ГАЗ-камикадзе вытаскивают из-подо льда каждый год

— Один грузовик (ГАЗ-66, водитель возит на нем рыбу из Чивыркуйского залива) мы вытаскиваем ежегодно снова и снова.

Начальник Усть-Баргузинского поисково-спасательного подразделения БПСО уверен, что избежать этого "мартышкина труда" можно: достаточно начать контролировать опасные зоны в особо опасные периоды, а не ограничиваться формальными табличками.

- За обстановку на воде несет ответственность главная инспекция по маломерным судам республики Бурятия, — поясняет Александр Борисов. — Они развесили запрещающие таблички, но выполнение запретов никак не контролируется. Народ как ездил, так и ездит. Почему бы ни выставить /.abk в некоторых местах, хотя бы в особо опасные периоды — во второй половине апреля? Почему бы ГИМСу не привлечь водную милицию, ГИБДД, совершая совместные рейды?

Для передвижения по пластилиновому льду нужен аэробуер

К тому же в республике до сих пор нет ни одного специального судна, способного ходить по тонкому льду — судна на воздушной подушке, аэробуера или чего-то подобного. Случай с рыбаками в Энхалуке опять доказал необходимость такого средства передвижения.

— Бывает, что лед вокруг как пластилин, — сетует Александр Борисов. —Как приблизиться к людям и эвакуировать их — неизвестно. Часто приходится снимать рыбаков с помощью самолета, хотя перевозка на этом судне стоила бы намного дешевле.

Постановка "Титаника" закончилась трагически

— Был нелепый случай, когда две молодые парочки, выпив пива, решили покататься на моторной лодке, — вспоминает Владимир Альфер. — В лодке двум девушкам взбрело в голову изобразить знаменитую сцену из кинофильма "Титаник". Парочка встала на носу лодки, но получилась ли бы та поза, которую они хотели, никто так и не узнал: лодка перевернулась, и все, кто в ней был, упали в воду. В результате один парень погиб, его мы вытащили из воды уже мертвым.

В другом случае мужчина сам прыгнул с катера в воду, поссорившись с подругой, и тоже погиб.

Если рыбачить в последнее время выходит все больше людей, то в лес за грибами и ягодой население стало наведываться меньше. В основном туда отправляются настоящие специалисты этого дела — заядлые ягодники и грибники. Но есть исключения.

— Как-то был случай, когда супруги отправились в лес по грибы, и жена заблудилась в лесу вместе с любимой собачкой в руках. Причем из одежды на женщине была только майка. Четыре дня мы ее искали по лесу, а когда нашли спрашиваем: "Женщина, вы не замерзли в такой одежде-то?" А она нам отвечает: "Нет, я-то ладно, ничего. Я собаке своей майку отдавала по ночам, главное, чтоб она не замерзла!"

Забывчивые гражданки ставят под удар других

Есть у спасателей и другие постоянные клиентки, отличающиеся особой забывчивостью. Одна и та же женщина целых пять раз вызывала бедных спасателей, для того чтобы они проникли в нечаянно захлопнувшуюся дверь. Когда Александр Борисов в очередной раз лез в ее квартиру с пятого этажа на четвертый и чуть не сорвался, и было решено поставить наконец рассеянной женщине новый замок.

Другие ни менее забывчивые граждане умудряются не только захлопывать английский замок, но и при этом оставлять дома запертыми малолетних детей, старушек и тяжелобольных, выручать которых также приходится спасателям. Был случай, когда в квартире случайно запертым оставался и двухмесячный ребенок.

В большинстве случаев именно разгильдяйство, а не какаято роковая случайность является причиной вызова спасателей. Но, несмотря на это, они всегда готовы прийти на помощь в любой, даже самой нелепой ситуации.

— Спасателем может считаться тот человек, который знает, что на его счету есть спасенные люди, — уверен Алескандр Борисов.

На счету Владимира Альфера и Александра Борисова несколько десятков спасенных душ. Ради своего опасного дела они месяцами не видятся с семьей, постоянно рискуют собственной жизнью, но, несмотря ни на что, не представляют себя ни в какой другой профессии.

^