25.07.2007
Журнал "Всемирный следопыт" начал акцию определения семи архитектурных чудес России. Наряду с Дворцовой площадью в Санкт Петербурге и храмом Василия Блаженного в Москве во второй тур конкурса попал Иволгинский дацан.

Главный дацан Бурятии известен во всей России, но вопрос о том, является ли он чудом оригинальной архитектуры, довольно спорен. Однако в Бурятии действительно существует объект, который был бы достоин занесения в список чудес России. Это Анинский дацан, первый буддийский объект в Бурятии, выполненный в камне.

Хитрость тайши

Сейчас в Хоринском районе на месте главного соборного здания возвышаются лишь величественные развалины. А два века назад Анинский дацан приводил в изумление не только местных жителей, но и путешественников с Запада, и даже профессиональных инженеров.

После того как в 1811 году сгорел деревянный дацан, местный тайша решил возвести каменное здание. Легенды рассказывают, что вначале он планировал построить православную церковь, но когда у него началась череда несчастий, он возвел на уже построенном фундаменте буддийский дуган. Некоторые исследователи предполагают, что это была лишь хитрость тайши, который таким образом просто побыстрее выбил разрешение у имперской администрации на строительство храмового сооружения.

Последняя пирамида древности

Первоначальный вариант дугана представлял собой двухэтажное здание с балюстрадой, балконами, гротами и нишами. Первый этаж начинался на уровне человеческого роста. Над зданием вместо крыши возвышалась громадная каменная пирамида. Нигде в соседних регионах подобной архитектуры сооружений не было. Скажем даже больше, такого здания нигде, кроме Бурятии, не существует по сей день. Как могла придти в голову бурятским зодчим того времени идея подобного строительства?

Удивительно, что народы с древних времен, словно сговорившись, строят сакральные здания в форме пирамид. Можно вспомнить знаменитые пирамиды фараонов Египта, индейцев майя, островов Ява и Суматра. По какому-то наитию в разных уголках Земли люди выбирают пирамидальную форму, чтобы выразить свое стремление к высшему миру. Как нам известно, последней такой постройкой можно считать как раз здание главного дугана Анинского дацана. Его строительство поставило точку в цепи сакральных пирамид древности.

Забайкальский областной инженер Э. Соколовский описал свое впечатление от посещения дацана такими словами: "Очутившись под громадной пирамидой, невольно изумляешься смелости постройки". Высота пирамиды, не считая двухэтажного здания, составляла, по разным источникам, от 10 до 15 метров. Изнутри свод здания подпирало 30 колонн. Представьте себе величие такого здания посреди Хоринской степи!

Ключ к тайнам Вселенной

Пирамидальную уступчатую форму имели и другие дуганы Бурятии, правда, немного меньшего размера. Например, постройка одного из дуганов Кижингинского (Кудунского) дацана представляет собой почти правильную уступчатую пирамиду.

Возможно, дацаны строились пирамидальными, чтобы повторить в своей архитектуре буддийское понимание устройства Вселенной. Это своеобразный ключ к тайнам бытия. Так считают некоторые ученые, и один из них — Дорж Цыбикдоржиев, кандидат исторических наук.

"Бурятские дацаны, особенно ранние, стремились к форме правильного двадцатиугольника, что призвано было воплотить идею схематической картины Вселенной — мандалы. В реальной архитектуре по принципу мандалы в Тибете, Монголии и Китае храмов почти не строили за редчайшими исключениями. В Бурятии же это стало доминирующим принципом в первые столетия активного строительства.

Величественные сооружения Бирмы, Таиланда, Камбоджи и Явы обнаруживают в некоторых чертах планировки большее сходство с ранними бурятскими храмами, чем территориально близкие бурятам монгольские, тибетские и китайские образцы. Особенно это касается первой постройки главного дугана Анинского дацана, поражающего воображение как своей высотой, так и сложностью технического замысла.

Надо заметить, мнение о том, что бурятская архитектура является локальным вариантом монгольской или китайской, не более чем глубокое заблуждение. В бурятской архитектуре отличий от традиций соседей больше, чем сходств. Даже "парящие" крыши делались по собственному оригинальному рецепту. Бурятские варианты крыш проще в постройке, визуально легче, не вызывают ощущения давящей тяжести, как китайские. Вообще, бурятские храмы даже при сравнимых размерах с китайскими и монгольскими всегда * &cbao более изящными, легкими, более воздушными.

Уже в XIX веке слава бурятских мастеров разнеслась широко, и их приглашали на строительство объектов в Монголии. В том числе буряты принимали участие в строительстве дворца богдо-хана (гэгэна), влияние бурятской архитектуры просматривается в некоторых поздних храмах Халхи. Строили буряты и православные церкви. Даже в далекой Калмыкии встречаются храмы, некоторыми идеями близко напоминающие ранние бурятские образцы.

Конечно, на всем долгом и интересном пути развития бурятской архитектуры происходили заимствования, взаимовлияния. Из русской традиции пришли ставни, наличники, которые в бурятских дацанах получили в итоге совершенно оригинальную трактовку. Из тибетской архитектуры заимствована идея фриза, украшенного бронзовыми зеркалами-толи. Однако и здесь буряты в конце концов придали этой идее собственное воплощение, устраивая дополнительные фризы и придавая им форму крепостных зубцов и т.д.".

Улан-удэнские пирамиды

Удивительно, но каждый из горожан может увидеть далекие отзвуки времен строительства пирамид в Бурятии прямо на площади Советов.

Многие из нас, проходя мимо театра оперы и балета в УланУдэ, уже не замечают четыре башенки, находящиеся по углам крыши здания и по форме напоминающие буддийские ступы.

"Считается, что эти башенки — влияние архитектуры православных храмов с их куполами, но мне представляется более вероятным, что авторы взяли в расчет традицию бурятских дацанов, — говорит кандидат исторических наук Дорж Цыбикдоржиев, — ведь уже первый в Бурятии Цонгольский дацан, который был построен в середине XVIII века на территории Кяхтинского района, имел на крыше четыре башенки, который располагались, правда, не по углам, а по сторонам крыши. Ближайший регион, где встречается подобный вариант башен, — это фортификационные укрепления непальских феодалов. Возможно, что основатель Цонгольского дацана, первый хамбо-лама Дамба-Даржа Заяев, путешествуя по Тибету и Непалу, приметил эту необычную конструкцию.

Затем эти башенки появились на Анинском дацане, но уже стояли по углам крыши. Известно, что проект оперного театра архитектора Федорова перерабатывали местные архитекторы, дополняя его национальным колоритом. Они украсили его барельефами с бурятским орнаментом. И, скорее всего, эти башенки тоже появились как память о прекраснейшем Анинском дацане".

Знак возвращения

В 1862 году, когда произошло катастрофическое землетрясение (после него часть Цаганской степи с пятью улусами ушла под воду), Анинский дацан выстоял. Правда, по одной из стен пошла трещина, и в 1865 году было принято решение о перестройке дацана. Пирамиду заменили "парящей" крышей в китайском стиле. Хотя и эта "китайская" крыша строилась по собственному оригинальному плану бурятских зодчих.

В советское время Анинский дацан был взорван, на его месте была устроена скотобойня. Сейчас дацан пытаются восстановить ламы и местные энтузиасты. В 2004 году здесь было найдены 350 позолоченных скульптур бодхисаттв. Возможно, это знак, что настоящее чудо России снова будет возвышаться в Хоринской степи.

P.S. Конечно, нам, жителям Бурятии, было бы очень выгодно иметь на своей территории чудо света. Со временем можно будет провести и другие кампании, например "Семь чудес Сибири" или "Девять чудес Центральной Азии", и в каждом списке мы могли бы добиться своих успехов. Поэтому за Иволгинский дацан полезно проголосовать (это можно сделать на сайте http://www.vsled.ru/). А самим нужно прикладывать усилия для восстановления разрушенных уникальных храмов Бурятии.

^