25.07.2007
Строго говоря, бренд — это название коммерческого продукта, которое приносит добавочную прибыль. Так, себестоимость кроссовок Nike, может быть? рублей триста, а заплатить вам за самую скромную пару придется не меньше трех тысяч рублей. А все почему? Кроме гарантии качества, это еще и престижная загогулина, говорящая миру, что вы носите дорогие и модные кроссы. То есть Nike — это бренд, потому что приносит деньги из "воздуха".

Большие деньги из "бурятского воздуха" активно делают бизнесмены по всему миру. И нам есть чему у них поучиться.

Байкал — бренд, приносящий миллиарды. Увы, не нам

Сила священного озера сокрыта уже в самом названии. Кажется, что это самое большое по объему воды озеро в мире должно таить в себе и такие же объемы рублей, долларов, евро. Вспомнить хотя бы, что доселе никому неизвестная компания, купившая "ЮКОС" за 9,5 миллиардов долларов, носила название "Байкалфинансгрупп". Даже если не брать в расчет все туристические фирмы, то стоит констатировать: в мире существуют десятки коммерческих продуктов и сотни организаций, в чьем наименовании содержится слово "Байкал".

Можно начать перечислять с ресторанов и кинотеатров в Москве и Китае и продолжать до крупнейшего в России Интернет-магазина оружия. Кстати, там хорошо продается спортивный пневматический пистолет "Байкал", популярная марка оружия, которым, увы, пользуются не только олимпийские чемпионы, но и бандиты. Так, именно из переделанного под стрельбу боевыми патронами пистолета "Байкал" был застрелен первый заместитель председателя Центрального банка России Андрей Козлов.

Иностранные преступники, возможно, не подозревают о существовании озера Байкал, зато прекрасно знакомы с одноименным пистолетом. В 2002 году английские полицейские накрыли тайный склад оружия расистской организации "Белые волки", ставившей своей целью убийство всех чернокожих и азиатов. И вот насмешка судьбы: среди арсенала расистов почетное место занимал пистолет "Байкал". Такие же пистолеты находили в прошлом году и у террористов в Великобритании.

Священное имя связали с детской порнографией

Священным для жителей Бурятии именем Байкала иностранцы могут назвать и совсем неприглядный бизнес. Название Baikal Films носит весьма популярная среди любителей "клубнички" кинокомпания на Украине, продукция которой широко продается в США и Канаде.

Правда, многие правозащитные организации пытаются засудить киношников по обвинению в детской порнографии. Трудно даже попытаться себе представить, почему эти деятели "документального" кино выбрали для себя имя, связанное с нашим озером. К сожалению, видимо, пока нет никаких возможностей защитить честь нашего озера от коммерческих выгод преступников и извращенцев. Хотя, в принципе, нашей республике было бы логично запатентовать марку "Байкал", пока этого не сделал кто-то со стороны.

Байкальские камни за пять тысяч рубле

Причастность к Байкалу может многократно повысить стоимость продукта или услуги. Байкальские камни, оказывается, пригодны не только для того, чтобы рисовать на них фигурки нерп и продавать туристам. Куда уж там местным умельцам, продающим голыши за 30 рублей, до предприимчивых жителей российской столицы! Бизнес с байкальскими камнями идет на десятки и сотни тысяч рублей. В московских салонах красоты сейчас последняя мода на стоунтерапию (англ. stone — камень). Сеанс массажа с байкальскими камнями вам обойдется в сумму от 1500 до 5 000 рублей в зависимости от крутизны салона.

Объявления носят примерно такой характер: "Стоунтерапия. Новинка! Массаж байкальскими камнями (регуляция энергетики, снятие напряжения, общее оздоровление организма". Интересно, действительно ли байкальские камни используют в этих салонах? Или назови любой булыжник "байкальским", и он начнет приносить бешенный доход?

Еще одно модное поветрие в Москве — облицовка дома и украшение садового ландшафта байкальскими камнями. В компании, которая занимается этим, не уточнили, сколько стоит такая услуга, но туманно намекнули, что очень дорого: стоимость исчисляется десятками тысяч условных единиц.

ГАЗ и лавры "Фольксвагена"

Другие наши географические объекты также популярны у коммерсантов. Есть ли у вас предположения, почему модель микроавтобуса на Горьковском автозаводе носит имя "Баргузин"? Оказывается, волжанам не давали покоя лавры автопроизводителей из Вольфсбурга, у которых ряд моделей традиционно называли именами знаменитых ветров: Passat, Bora, Sirocco.

Воспетый поэтами ветер "Баргузин" показался горьковским бренд-менеджерам подходящим для их нового детища. Увы, "фольксфагеном" ГАЗ от этого не стал.

Также имя "Баргузин" носят винтовка, кинотеатр в Москве, пансионат в Геленджике, модель шин фирмы Amtel, печатный шрифт для MS Word.

Луи Вуиттон придумал "Селенгу"

"Ангарой" названо семейство ракет-носителей в научнопроизводственном центре имени Хруничева. А многоразовый ускоритель для этих ракет нарекли опять же "Байкалом".

Имя "Сарма" носят серия бытовой химии от "Невской косметики" и рентгеновский аппарат. А кто бы мог предположить, что французский кутюрье Луи Вуиттон назовет модель мужской сумки Selenga? И эта сумка, описываемая как "вневременная мужская классика, представляющая современные тенденции для состоятельных буржуа", производится из кожи люксовой марки "Тайга". Сомневаться в том, что эта сумка получила свое название от нашей реки не приходится: в этой же серии — компьютерная сумка "Одесса" и кошелек "Яранга". Стоит эта небольшая мужская борсетка больше тысячи долларов.

Кажется, что для наших удачливых бизнесменовпатритов станет вопросом чести приобрести сумку Selenga от Louis Vuitton. Кто бы еще подсказал французскому кутюрье часть от прибыли продаж "Селенги" отдать на сохранение уникальной дельты этой реки.

Бурятские чаи идут нарасхват в США

В Москве прижился более прозаичный вариант Селенги — буузная на проспекте Вернадского. Кстати, буузные (позные) входят в столице в моду (в последние годы открылось три заведения). Они пользуются большим успехом не только у выходцев из Бурятии, но и самих москвичей. Так что бузы — это еще один бренд, который у нас скоро могут увести из-под носа.

Одна из крупнейших сетевых компаний в России, базирующаяся в Новосибирске, уже несколько лет производит серию косметической и оздоровляющей продукции, названия которой пишутся исключительно на бурятском языке. Например, бальзам для тела "Уидэ Хэн" ("Корень") или травяной чай "Саган харасгай" ("белая ласточка").

Сетевая компания целенаправленно использует бурятские слова, считая, что экзотические названия придадут правдоподобности разработанным под продукты легендам о древних бурятских рецептах, лежащих в основе этих средств. И считает так не напрасно: продукция пользуется огромным спросом не только в городах России, но и в Болгарии, Германии и особенно в США.

Уважение к родине принесет дивиденды

В западной же Европе другая сетевая компания зарабатывает деньги на имени знаменитого бурятского лекаря Петра Бадмаева, приближенного царского двора Романовых. Они утверждают, что его потомок передал некоторые рецепты своего двоюродного дедушки, и эти биоактивные добавки продаются по цене в среднем около сотни евро.

В Бурятии бизнесмены предпочитают давать своим предприятиям и продукции красивые западные имена, что иногда смотрится более чем нелепо, вроде "Диора из Тарбагатая". А ведь тем временем столько возможностей таится в местных брендах, стоит лишь вдохнуть в них коммерческую жизнь. Однако используют эти возможности по преимуществу предприниматели, увы, не имеющие к Бурятии никакого отношения. Бурятия, Байкал — это на самом деле куда более модно и круче того, под что мы пытаемся подделаться и чему подражать.

Не считайте бурятскими брендами, если вы встретите за границей знакомые названия:

NERPA - не наш байкальский зверек, а сокращение от Nebraska Recreation and Park Association (Ассоциация парков и мест отдыха Небраски)

SARMA — не бурятский ветер, а Swiss Association of Research Managers and Administration (Шведская ассоциация менеджеров и администраторов), а также очень вкусное турецкое национальное блюдо.

BAIR — не бурятское имя, а известный научный проект Biological Atlas of Insulin Resistance (Биологический атлас инсулиновой недостаточности).

^