15.08.2007
Через полмесяца в 145 школах республики начнется эксперимент по изменению системы оплаты труда учителей. Напомним, что Бурятия в этом году выиграла всероссийский конкурс и вошла в число 21 пилотного региона. В 2008—2009 гг. новая система охватит остальные бурятские школы. Указанные 145 школ вышли из зоны действия Единой тарифной сетки, с помощью которой рассчитывается зарплата педагогов.
— В каждой школе должен появиться свой нормативный акт, который определяет механизм распределения стимулирующей части заработной платы учителей, — говорит Татьяна Будаева, руководитель сектора перспективного развития и сопровождения национального проекта. — В конечном итоге поощрять учителей будет специальный орган государственно-общественного управления школы — попечительский совет. В него будут входить родители и сами учителя.

Львиная доля педагогов участвующих в эксперименте школ будет получать только базовую зарплату, которая рассчитывается на основе нагрузки в тридцать шесть часов в неделю, аудиторной и внеаудиторной нагрузки. Фонд оплаты труда будет формироваться по соответствующим нормативам на одного ученика. Счастливчики же, которых должны отобрать попечительские советы, получат существенные надбавки из специального фонда.

Деньги на выплату учителям стимулирующей части, 190 млн. рублей, выделил республиканский бюджет. На первых порах деньги из бюджета РБ будут направляться в районы (там существуют централизованные бухгалтерии). Конечно, данный фонд в основном будет наполняться бюджетными средствами. Но его могут пополнять и меценаты-спонсоры. В Минобразования РБ считают, что это было бы замечательно. Но пока деньги на выплату учителям надбавок никто нигде не пожертвовал.

"Стимулирующий" фонд распределяется между отобранными педагогами. Чем меньше учителей попало в это число, тем более солидную прибавку они получат. И, наоборот: чем больше учителей имеет право на получение прибавки к базовой зарплате, тем скромнее будет доплата каждому из них.

— Сейчас советы будут распределять стимулирующую часть на сентябрь, по тем результатам, которые были до мая 2007 года — третья, четвертая четверти прошлого учебного года. Школы должны уже сейчас определить, кому выплачивать стимулирующую часть, а кому нет, — говорит Татьяна Будаева.

Необходимо отметить, что обязанность разделять педагогов на "хороших" и "плохих" поставит родителей в весьма щекотливое положение. Ведь родители стараются иметь с учителями хорошие отношения.

— Родители будут участвовать в работе советов. И, когда дело коснется учителя, у которого занимается его ребенок, родитель будет чувствовать некое неудобство. С одной стороны, будет желание включить его в новую систему, но с другой — большая ответственность, — заявили нашей газете в Минобразования РБ.

Материальное расслоение учительской среды может привести к ухудшению морального климата в коллективах. Но другого выхода у Бурятии, да и остальной России нет.

— Нам важно улучшение качества образования. — говорит Татьяна Будаева, — От того, что мы будем думать о тех учителях, которые не дают результат, качество образования не улучшится. Нам надо делать ставку на тех, кто дает хорошее образование. Впервые результативность деятельности учителя ставится во главу угла.

Попечительские советы общеобразовательных школ будут рассматривать качество учительской работы раз в три месяца. По крайней мере, сегодня речь идет о такой периодичности. Не получив право на доплату в первом квартале, учитель будет пробовать свои силы в следующем. Но доплата к базовой зарплате требует от педагога высокой отдачи. В противном случае он просто лишится стимулирующей части.

^