29.08.2007
На 80% закончены работы по созданию подробнейшей электронной карты Улан-Удэ. Огромная работа была разбита на несколько этапов, исходя из важности различных микрорайонов для нужд города. Сначала — левобережной части Улан-Удэ, Сотниково, и прилегающих микрорайонов. Затем — центральной части города, включая площадь Советов, сороковые кварталы, спальные районы города. Самые сложные, плотно застроенные, густозаселенные и насыщенные коммуникациями места города уже оцифрованы.
Составление цифровой карты Улан-Удэ масштаба 1:2000 началось в 2005 году и продолжается по сию пору. Сейчас закончены полевые работы по третьему этапу. Уже выполнена аэрофотосъемка, привязка материалов аэрофотосъемки к местности. Материалы уже находятся в процессе обработки создания цифровых планов п.п. Восточный, Загорск, Ленина, лесной местности — северо-восточной части города.

Цифровые топографические планы, созданные на первом и втором этапах, уже переданы заказчикам и активно используются в их работе. Загнать город в "цифру" — очень дорогое удовольствие. По оценкам картографов, стоимость создания цифровой карты города оценивается примерно в 25 млн. рублей.

Зачем это надо

По словам Михаила Серебрякова, главного инженера Бурятского отделения Забайкальского аэрогеодезического предприятия, все планы создаются в весьма крупном масштабе — одному сантиметру на карте соответствует двадцать метров на местности. К примеру, на карту нанесен каждый отдельный дом частного сектора. На карте можно производить необходимые измерения, расчеты. Это особенно важно при застройке города, прокладке новых трасс и т.д.

На цифровую карту нанесены и самовольно возведенные дома, на улицах обозначен люк каждого колодца, все подземные коммуникации, линии электропередач и т.д. Но город быстро развивается. Картографы рассказывают, что в марте съездили в одно место, все в точности сняли. А недавно посетили то же место, а там уже появились новые дома, новые улицы.

— Чтобы цифровые планы соответствовали действительности, надо вести мониторинг, — говорит Михаил Серебряков, — но изменения делаются на основании сведений из администрации города, органов архитектуры. Должно поступить задание, что в каком-то месте произошло изменение. Его надо обследовать и нанести на топографический план. Для этого нужны специалисты. Мы поедем и будем обновлять. Работы предстоит много.

Карта, где зафиксирован каждый канализационный люк, вся система жизнеобеспечения столицы республики, разумеется, очень закрытый документ. На гриф "секретно" она не тянет, но тем не менее... Маленькие фрагменты городской территории еще могут кому-нибудь выдаваться. Но карта целиком — под плотным покровом тайны. В полном варианте она будет только в мэрии и еще нескольких местах, перечислять которые мы, из соображений секретности, не будем.

Рядовой улан-удэнец, который из любопытства захочет купить цифровую карту родного города, никогда не сможет сделать этого. Уж слишком много чувствительной информации там содержится. Здесь никакой демократии нет.

— Да жителю Улан-Удэ такие цифровые планы, с подземными коммуникациями и не нужны, — говорит Михаил Серебряков, — ему достаточно иметь хорошую обзорную схему на весь город. Купил путеводитель по городу — вполне достаточно.

Кстати, сейчас появился спрос на навигационные карты городов, районов, республики в целом. Люди интересуются, возможно ли у нас в Бурятии загрузить цифровую навигационную основу в смартфон, ноутбук, автомобильный компьютер. Причем, GPS — уже пройденный этап. Интересуются ГЛОНАСС. Картографы республики вынуждены отвечать "нет". Издание таких основ требует значительного финансирования, которого пока нет. Но для цивилизованного туриста это необходимо, и решать этот вопрос все равно придется.

Как не заблудиться в турзоне?

Бурятия, как и другие регионы, вошла в картографический суперпроект. Он предусматривает создание на территории страны очень подробных карт масштаба 1:100000 (в 1 см — 1 км). Старые карты такого масштаба, конечно, существуют, но теперь информацию надо обновить и перевести в цифровой вид.

Будут подготовлены два вида карт. Один предназначен для использования военными. Другой, для гражданского оборота, который можно будет купить каждому человеку. "Гражданская" карта еще не готова. Но после разработки ее должны прислать в Бурятию.

Нормальной подробной карты (кроме административной) на всю республику сейчас нет. Самой подробной является карта миллионного масштаба, где в 1 см — 10 километров, это очень большая дистанция. По Улан-Удэ в конце прошлого года была запущена в продажу план-схема с разрешением 1 см — 160 метров. Пока для столицы Бурятии это и есть самая свежая и наиболее подробная карта. Хотя и на ней система координат не имеет привязки к государственной геодезической сети, которая является секретным документом. Для той же GPS-навигации потребуется ее доработка.

В республике активнейшим образом готовятся к всплеску туризма. Наплыву сотен тысяч, а то и миллионов туристов.

Каждый турист, конечно, обязательно купит карту. Это товар, который пойдет на ура. Спрос может составить многие тысячи экземпляров. Но пока картографы ни от правительства РБ, ни .b самих районов не получают заказов. От туркомпаний инициатив также нет. К всплеску туризма надо готовиться уже сегодня, т.к. создание хорошей бумажной и цифровой карты требует времени. Надо выезжать на местность, посмотреть изменения, нанести новые гостиничные комплексы, подъезды и т.д. Но этим вопросом не интересуется никто. Не говоря уж о GPS-навигации.

Между тем, в Крыму карточная проблема стала горячей темой. Популярный курортный полуостров Украины завален неверными картами. Изображенное на них не совпадает с тем, что есть в реальности. Туристы блуждают по полуострову в поисках несуществующих объектов. Такие же искаженные карты стали появляться и в Бурятии. По словам бурятских картографов, пока это не стало массовым явлением, и по возможности они борются с такими картами. Но с развитием туризма неверных карт может стать больше.

— Если появится несекретный стотысячный масштаб, о котором в России идет речь, то снимутся все проблемы. — говорит Владимир Журман, начальник Бурятского отделения Забайкальского аэрогеодезического предприятия, — для туристов более подробного масштаба и не нужно. Карта будет цифровая, но параллельно выпустят и бумажный вариант. Для более продвинутых будем готовить цифровые основы для навигации 1:10000 — 1:50000.

При этом есть надежда, что на карту будут нанесены все объекты. Туристов часто удивляют неожиданно возникающие перед ними, например исправительные учреждения, которых на старых картах нет. Согласно федеральному проекту, Прибайкалье, сердце будущей турзоны, будет отражено масштабом — в 1 см два километра. В перспективе — перевод всех этих топографических основ в "цифру", на компакт-диски и продажа в самых доступных для туристов местах.

^