05.09.2007
По оценкам экспертов, за последние два года количество нападений учащихся на педагогов выросло по всей стране на 50%. И набирающая обороты жестокость продолжает сотрясать школьные стены. Так, на днях предъявлено обвинение 11- класснику из Иркутска, который 5 мая нанес преподавателю физики девять ножевых ранений только за то, что та не поставила ему заветный зачет.
В Улан-Удэ случав таких расправ официально не зарегистрировано, однако в целом — рост преступности среди несовершеннолетних очевиден. Нередки и случаи угроз школьников по отношению к учителям. Рассказывает начальник отдела по делам несовершеннолетних ОВД по Октябрьскому району Вера Петровна Боролдоева:

— В последние годы участились случаи нанесений несовершеннолетними тяжких телесных повреждений и даже убийств. Если раньше аналогичные изощренные преступные действия совершались только взрослыми людьми, то теперь даже тринадцатилетний школьник может стать насильником и убийцей. Примером может послужить случай, который произошел в апреле в поселке Никольском. Трое подростков тринадцати лет обкидали прохожую женщину камнями, пытались по очереди ее изнасиловать, а потом хладнокровно задушили. Сейчас двое из них находятся в спецшколе, а один — в СИЗО.

По словам Веры Петровны, в целом детская преступность в последние годы заметно увеличилась. Резкий скачок пошел и в этом году. Чего стоит одна статистика по преступлениям, связанным с наркотиками: в прошлом году таких правонарушений было зарегистрировано всего лишь семь, а за эти месяцы 2007 года их уже семнадцать!

— А побои в школе — это у нас чуть ли не ежедневно происходит, — заявляет начальник ПДН Октябрьского ОВД. — Особенно много их в самом начале учебного года. Ребята, конечно, сейчас ожесточились, стали чаще выяснять свои отношения методом - кто сильнее, тот и прав.

Учителя одной из городских школ, не пожелавшие оглашать своих имен, рассказали корреспонденту "Номер один", как ученик седьмого класса нанес ножевое ранение своему однокласснику только за то, что тот не дал ему списать контрольную работу. Впоследствии инцидент был решен между родителями "полюбовно", без обращения в правоохранительные органы, благо, что раны были не опасными для жизни.

Еще одна тенденция последних лет — дети из благополучных семей уходят из дома и, объединяясь в мини-банды, совершают грабежи, кражи. Или же под благим предлогом уезжают якобы на дачу, в то время как сами выезжают за город и собирают коноплю, стремясь заработать таким путем.

Что касается отношений между учеником и педагогом, то у Веры Петровны были в практике случаи, когда педагоги приходили в ОВД с вопросом: что делать, как себя вести, если ученики открытым текстом угрожают физической расправой.

Мало кто будет оспаривать тот факт, что сегодня учитель теряет священный ореол уважения в глазах своих подопечных. С чем это связано, мы спросили у известного улан-удэнского психолога Татьяны Сенгеевой.

— Жестокость школьников по отношению к педагогу обоснована, — объясняет психолог. — Ведь ребенок часто сталкивается с вербальным, словесным агрессивным поведением педагога. И как бы мы ни хотели приукрасить педагогов, как бы мы ни хотели их защитить, чаще всего 90% проблемных ситуаций создаются самим взрослым. То есть в ребенке как бы накапливается эта агрессия, которая в конце концов может вылиться инстинктивноживотным методом — нападением на учителя, как это было в Иркутске и других городах. Мы тоже сейчас идем к этому.

Как уверяет психолог, у каждого ребенка есть потребность в доверии и признании, однако в наших российских школах этого достойны только избранные. Остальным довольно быстро присваиваются различные негативные "ярлыки".

— В этой борьбе учеников и педагогов есть еще одна интересная позиция: виновата в этом якобы семья, — замечает Татьяна Николаевна. — Но это просто смешно, потому что большую часть времени ребенок проводит в школе. И, конечно, педагогу выгодно изменить ситуацию, улучшить отношения, договориться с ребенком. Но в наших школах на работу принимают по диплому, а отнюдь не по качеству работы и умению общаться с детьми.

Совсем недавно Татьяна Сенгеева вернулась из Англии, где проходила международная конференция. Представители 168 стран присутствовали на мероприятии, однако своей агрессивностью отличались только школьники из России.

— Я была просто поражена таким разительным отличием, — восклицает психолог. — Дети из других стран очень дружелюбны, открыты. Совсем другое дело — наши школьники. Для нас нехарактерно улыбаться, радоваться. То есть существует общий фон агрессивности. А почему мы такие агрессивные? Да потому что мы не готовы перестроиться — старая авторитарная система все еще сидит в сознании. Потому и наши дети развиваются по принципу окрика, по принципу "не делать ничего, пока тебе не сказали". То есть школа не формирует самостоятельность. Если английские дети действовали самостоятельно, чувствовали себя комфортно, то наши дети были зажаты в этом плане. "Прекрати!", "Замолчи!" — все это осталось еще с гулаговских авторитарных времен. Ребенок все ждет, что его кто-то подгонит, подтолкнет. Хотя он сам может все.

По словам Татьяны Сенгеевой, для того чтобы школьник не был жестоким, надо просто создать для него благоприятные условия. А это во многом зависит от того, насколько педагог уважает самого себя.

^