07.04.2004
Когда моя машина очередной раз в центре города внезапно царапнула брызговиками об асфальт, я решил, что терпению моему пришел конец. "Доколе!" — сказал я и стал разбираться, почему в Улан-Удэ практически нет нормальных дорог и кто за это должен отвечать. Потому что, если какой-нибудь автомобиль получит повреждение из-за плохой дороги, то нужно знать с кого взыскивать деньги на ремонт. Виноватые должны отвечать.
Понятно, что идеальных дорожных покрытий в России не может быть по умолчанию, я для начала выяснил, каковы размеры максимально допустимых повреждений на дороге. Оказывается, по действующему законодательству, вернее ГОСТу 50597 от 1993 года, ямы, выбоины, просадки полотна не должны превышать по длине 15 см, по ширине — 80 см, по глубине — 5 см. Если покрытие не соответствует нормативам, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями. Хотя в условиях нашей республики эти изыски кажутся просто фантастикой. Кто-нибудь в Улан-Удэ видел подобные предупреждения? Вот и я не видел.
То яма, то канава
Чтобы не быть голословными в обвинениях дорожников, мы изготовили из картона прямоугольник 15 на 80 сантиметров (согласно вышеуказанному ГОСТу). Вооружившись этим своеобразным измерителем бездорожья и разгильдяйства, мы отправились тестировать дорожное покрытие столицы Бурятии.
Буквально в сотне метров от редакции обнаруживаем первый "нестандартный" участок покрытия — на выезде с проспекта 50-летия Октября на мост развязки. Причина возникновения ямы стоит рядом — строящаяся "налоговая высотка". Раньше эта дорога была перекрыта по причине земляных работ, но сейчас никаких знаков не присутствует, значит ехать можно. Хорошо, что здесь больше 30 кмч и не разгонишься.
Едем дальше. Рядом с торговым центром "Большой", где концентрация автомобилей и маршрутных такси очень высока, наш "прибор" просто потерялся в огромных ямах. Кстати, в этом месте полгода назад положили новый асфальт, но, как водится, тут же его взломали. Видимо, коммунальщики чего-то там не доделали. После повторного вскрытия полотна в божеский вид его приводить не стали, а наступившее тепло еще больше углубило ямы.
Об улице Балтахинова можно уже складывать легенды. Недавно ее неровность пополнила еще одна выбоина, как раз перед самым мостом. Кстати, из низкой легковой машины эту яму практически не видно. Даже на разрешенной скорости в 60 км/ч здесь можно капитально повредить подвеску и, простите за тавтологию, нарваться на капитальный ремонт. Вернее можно, было повредить, потому что несколько дней назад на этом месте наконец-то появились соответствующие знаки и ограждение. А вот противоположная сторона как была "стиральной доской", так таковой и осталась. Единственная надежда на то, что после сдачи Бизнес-центра на этой улице ее покрытие будет приведено в соответствие нормам.
Впрочем, ездить с нашим "прибором" по городу можно бесконечно долго — практически на каждой улице найдутся ямы, выбоины и провалы полотна не по ГОСТу. А некоторые улицы полностью "ненормативные" — одна из таких экстремальных трасс, конечно, улица Гагарина. Такое ощущение, что ее ремонтом не занимались уже лет двести.
Где хозяин?
После того, как нами опытным путем с применением почти научных методик было установлено, что улан-удэнские дороги далеки даже от достаточно мягких российских стандартов, мы решили узнать, кто в городе отвечает за это хозяйство.
Оказалось, что ответ на вопрос "Кому принадлежат городские дороги" найти сложнее, чем золото Трои. Сотрудница Управления по благоустройству Администрации города наотрез отказалась общаться с журналистами. После разговора с ней у нас сложилось впечатление, что эта тайна входит в разряд государственных и за ее разглашение полагается, как минимум, расстрел.
Тем не менее, мы выяснили, что реальным хозяином городских дорог является городская Администрация. Всевозможные ремонтные организации занимаются лишь работой, которую заказывает и, соответственно, оплачивает Мэрия. Принимает отремонтированный участок и подписывает документы, согласно которым дорогу можно эксплуатировать, специальная городская комиссия, посему всю ответственность за состояние покрытия несет Администрация города. Ей и отвечать, если с автомобилем, его водителем или пассажирами что-то случилось из-за неровностей на дороге.
Справедливости ради, стоит отметить, что если какой-то участок дороги входит в зону стройплощадки, то на время строительства за его состояние отвечает организация, которая ведет работы. После сдачи объекта прилегающая дорога должна быть приведена в нормальное состояние. На время работ этот участок должен быть огорожен и обозначен специальными знаками. Кроме того, существуют еще и ведомственные дороги, пролегающие по территориям предприятий. За их состоянием, %ab%ab"%—., следят хозяева этих ведомств. Практика показывает, что ведомственные дороги обычно содержаться в приличном состоянии.
^