07.04.2004
Что конкретно делать, если вы попали в аварию из-за плохих дорожных условий, разгильдяйства дорожников, отсутствия соответствующих дорожных знаков, обозначающих ямы или места проведения ремонтных работ, рассказывает Александр Пудник, руководитель "Автомобильного клуба Бурятии".
Итак, какие конкретные действия вы должны предпринять, попав в подобную ситуацию? На первом этапе: вызвать сотрудников ГИБДД для оформления факта дорожно-транспортного происшествия; не трогать пострадавший автомобиль, пусть находится в таком виде, как попал в яму или открытый люк; еще до прибытия сотрудников ГИБДД постараться найти двух-трех свидетелей, записать их ФИО, домашние адреса, телефоны. Свидетелями могут выступить и пассажиры, находящиеся в вашей машине, в том числе и родственники. Особо обратите внимание свидетелей на состояние дорожного полотна, размеры ямы, наличие или отсутствие ограждений и соответствующих дорожных знаков.
Когда прибудут сотрудники ГИБДД, примите самое действенное участие в составлении протокола. Потребуйте, чтобы схема составлялась в присутствии понятых и в ней были правильно и точно отражены все обстоятельства дела — размеры ямы, зафиксировано отсутствие дорожных знаков и ограждений. Потребуйте, чтобы вам немедленно на месте аварии выдали копию протокола.
Независимо от самочувствия и наличия или отсутствия видимых травм обратитесь в поликлинику по месту жительства или травматологический пункт. Не исключено, что у вас есть скрытые травмы, сотрясение мозга и т.п. В дальнейшем вы сможете взыскать с виновников не только материальный ущерб, но и возмещение морального вреда за причиненную травму.
Когда ГИБДД оформит документы, постарайтесь снять с них копии. Чтобы оставить у себя доказательства желательно сфотографировать, а лучше снять на видео место происшествия, поврежденный автомобиль, дефектный участок дороги и запастись дополнительными свидетельскими показаниями.
Все нужные вам решения получены, ГИБДД признало, что вы не виновны в ДПТ (оно произошло из-за плохой дороги) или оставило это на усмотрение суда, то вы приступаете ко второму этапу — возмещению причиненного вам ущерба.
Проведите техническую и оценочную экспертизу автомобиля и повреждений. Обратите внимание на то, чтобы организация, предоставляющая эти услуги, имела соответствующие лицензии.
Пошлите виновнику ДПТ требование о возмещении ущерба с предложением добровольно возместить ущерб заказным письмом с уведомлением о вручении. К требованию приложите копии всех документов, имеющих к нему отношение (протокол ГИБДД, справки, калькуляцию, счета за почтовые услуги, транспортировку поврежденного автомобиля и т.д.).
Если после отправки требования ответчику вы не получили от него ответа или он отказался возместить ущерб в добровольном порядке (для организаций и юридических лиц срок ответа один месяц, для физических — одна неделя) — подавайте в суд иск. Помните, что многие организации требуют подавать иск в суд зачастую не потому, что они не хотят возместить ущерб, а потому, что только таким образом они могут официально списать деньги со своего счета для выплаты вам.
Если вы успели провести ремонт автомобиля и расходы на него оказались выше, чем по калькуляции, то вы вправе в иске указать это и потребовать возместить фактические расходы, предъявив подтверждающие документы. Если дорожная организация затягивает решение вопроса в суде, вы вправе пользоваться в это время "альтернативным" транспортом, например, взять в аренду другой автомобиль, а затем потребовать с ответчика возмещения своих затрат. Кроме того, если вы наняли юриста для участия вместе с вами в судебных заседаниях — требуйте возмещения и этих расходов.
Конечно, самый лучший вариант тот, когда ваша машина застрахована от повреждения. Тогда страховая компания выплатит вам всю сумму сразу, а потом начнет судиться с владельцами дороги, чтобы компенсировать свои издержки.
^