10.10.2007
В конце сентября — начале октября наступает время, когда буряты традиционно встречали приход зимы и наступление нового года. Это традиционный Сагаалган. Под влиянием буддизма он был перенесен в свое время на зиму и из-за этого потерял свой первоначальный смысл.
Кстати, многие буряты до сих пор удивляются, почему Сагаалган, месяц, когда надо широко употреблять "белую пищу", то есть молочные продукты, проводится в самом разгаре зимы — во время трудной сибирской зимовки скота, резкого снижения надоев и уменьшения на столах кочевников белой пищи.

"Конечно, традиционный Сагаалган не был связан с буддизмом и носил во многом светский характер. Когда на небе появлялось созвездие Тельца и стояла старая луна, наступала череда народных гуляний и торжеств. В это время все начинали ходить друг другу в гости, убирались и украшались дома, люди ездили свататься, играли свадьбы и так далее — рассказывает "Номер один" бурятская ясновидящая Ноехан.

"С рождением новой луны начинались другие народные обряды. Буряты проводили ритуалы в честь богов, молились. В том числе народ проводил обряды проводов летних и встречи зимних богов (считалось, что именно в это время лето встречается с зимой), — продолжает рассказ Ноехан. — В то же время это трудно назвать чисто религиозными обрядами. Скорее, это традиционные обряды. С момента прихода Сагаалгана все живое становилось старше на один год. Люди также добавляли к своему возрасту год. В этом году новая луна рождается примерно 12 октября. Это и есть время настоящего бурятского Сагаалгана. Одновременно бурятами тогда отмечался праздник мальчиков, мужчин, праздник лидеров, воинов и защитников.

С приходом на бурятские земли вокруг Байкала буддизма и христианства произошли большие духовные реформы, начался отход от бытовавших традиций. Зачастую немирным путем. В христианстве традиционный Сагаалган стали заменять на праздник Покров день. В буддизме появились хии-морин и другие традиционные бурятские обряды, а традиционный бурятский новый год и праздник мальчиков были забыты".

^