10.10.2007
"Если бы был федеральный уровень, тогда можно было бы это публиковать. А говорить о 10—15 тысяч рублей в сравнении с миллионами, ну просто смешно", — такой была первая реакция Зоригто Тогочиева, известного артиста, а ныне и продюсера, на желание корреспондента "Номер один" выяснить, насколько выгодно быть звездой в Бурятии. Зоригто Тогочиев все же рассказал о своих доходах и доходах подопечных "фабрикантов". Но узнать удалось не только это.
Это выгодно

Конечно, бурятские звезды не могут требовать за концерт миллион рублей, как, например, так называемый "золотой ребенок" Тимати (средняя, между прочем, цена для федеральных звезд). В противном случае получалось бы, что в Бурятии много людей, которым выложить 2500 рублей за концерт "мальчика из золотой молодежи" — раз плюнуть. 450 человек (столько мест в Русском драматическом) — точно. Конечно, бурятские звезды получают меньше.

"Запись одной песни стоит порядка 80 тысяч рублей, — рассказывает Зоригто Тогочиев. — Такие цены у нас в УланУдэ. Чтобы организовать концерт, нужно вложить 200 тысяч рублей. Доход же от него составляет 100 тысяч. Никакой выгоды! Работаем себе в убыток!"

Но все ли так однозначно? Если работа приносит только убытки, то зачем ею заниматься?

"Быть профессиональным артистом в Бурятии выгодно, — уверен Дмитрий Матвеев, человек, который известен всем как организатор различных мероприятий, шоумен, телеведущий, журналист, в общем, человек-праздник. — В Бурятии есть такой дует, как Татьяна Штырева и Анатолий Арсаланов. Они давно могли бы уехать в Москву и без особых проблем раскрутиться там. Но почему-то не хотят этого делать. Они востребованы не только в республике, Сибири, но и в Москве, Питере".

Убедиться в качестве исполнения этого дуэта можно, заплатив в общей сложности 10 000 рублей за час. Другими звездами из этой же весовой категории являются Нонна и Зоригто Тогочиевы. Их творчество стоит 1000$.

"При этом мы отвечаем полностью за мероприятие, — делится Зоригто Тогочиев. — Подготовка длится долго, и проводятся такие мероприятия не так часто. Примерно раз в год".

Впрочем, по словам Зоригто Тогочиева, на данный момент их дует редко берется за организацию мероприятий: "Основная часть нашего времени уходит на продюсерскую деятельность, то есть раскрутку молодых талантов".

Очень многие их хотят

Молодые таланты — это участники конкурса "Услышь меня, Улан-Удэ!", создателями которого и являются Нонна и Зоригто. И пока каждый из воспитанников бурятской "Фабрики звезд" получает, по словам их покровителей, очень мало — в среднем 4000 рублей. Концерты планируется проводить 3—4 раза в месяц. К тому же не стоит забывать о том, что артисту нужно записывать альбом (что стоит, как мы уже выяснили, недешево), оплачивать техническую сторону концерта, выглядеть, в конце концов, по-звездному. И все это оплачивать из собственного кармана.

"Каждый уважающий себя артист костюмы должен менять три раза в год, — рассказывает Зоригто Тогочиев. — Костюмы, естественно, имеются в виду хорошие, а следовательно, дорогие".

Если сравнить гонорар фабрикантов с гонорарами других звезд Бурятии, то получают они не так уж и мало.

"На таких городских мероприятиях, как День знаний, День города, вокалисты могут спеть одну-две песни и получить за это 1000 рублей, - продолжает Дмитрий Матвеев. — Потому что для них это тоже своего рода промоушен. Если же речь идет о коммерческих концертах, юбилеях, свадьбах, то средняя цена — 2000 рублей. У нас в Бурятии есть мужской коллектив, который получает 1500 рублей. Но в команде их человек 4—5".

На втором по популярности месте после звезд тяжелой весовой категории стоит группа "Лаккитон". По словам наблюдателей шоубизнеса, мэру они очень даже полюбились. Другие артисты, которые более-менее купаются в любви зрителей, точнее зрительниц, — это коллектив "Бадма-Сэсэг бойз".

"Проект развивается не так динамично, как в целом театр, но развивается, — рассказывает Эльвира Доржиева, замдиректора театра песни и танца "Байкал". — Очень многие их, скажем так, хотят.. Делать карьеру, как Амархуу, пока никто не планирует. Они все-таки, в первую очередь, танцоры".

Среди звезд Бурятии есть и такие, которые не то, чтобы не зарабатывают — работают в убыток.

"Проекты, которые искусственно натянуты, в республике имеются, — рассказывает Дмитрий Матвеев. — Они заявляют о своей популярности и вроде бы обладают соответствующими атрибутами: развешивают афиши по городу, заклеивают билборды своими фотографиями, проводят сольные концерты. Но если прийти на этот самый концерт, то в зале можно увидеть либо друзей "звезд", либо какой-нибудь официоз, который пришел по приглашению. Вроде бы бабок вложено много, а толку-то: На мой взгляд, они делают все это лишь для удовлетворения собственного эго".

Наступает сенокос

Думаю, для читателей не составит труда догадаться о ком идет речь. Помнится, одна из таких "звезд" даже стала объектом шуток многих команд КВН. В работе звезд есть такое понятие, как "сенокос". Обычно он наступает на Новый год. Выборы — тоже время сенокоса. И сейчас все артисты замерли в ожидании старта выборной кампании.

"Мертвый сезон — это лето", — считает Зоригто Тогочиев.

Дмитрий Матвеев же думает по-другому:

"Летом тоже проводится много различных мероприятий. Имеются для этого условия: открытые площадки, стадионы, которые можно заполнить большим количеством людей. А вот зимой — проблема. В Улан-Удэ вообще проблема с концертными площадями".

Думаю, никто не удивится утверждению, что в Бурятии шоу-бизнеса нет.

"У нас нет этой индустрии, — говорит Зоригто Тогочиев. - Нет даже нормального театра, где артисты могли бы спокойно выступать, а то работаешь на одну аренду".

Существует также мнение, что в Бурятии нет никаких продюсерских центров.

"Есть люди, которые называют себя продюсерами, — рассказывает Дмитрий Матвеев. — Для того чтобы проверить так ли это, можно задать им вопрос: "А какой проект вы создали, чтобы мы действительно были в восторге?". Я, например, проработал в этой сфере 9 лет. Не скрою, во многом благодаря мне некоторые имена обрели настоящую популярность. Тем не менее, я не считаю себя продюсером".

В целом же аудитория, на которой можно прилично зарабатывать, немолода. Это те люди, которые обсуждают свои деловые вопросы в приятной атмосфере, отмечают юбилеи, приглашают артистов для продвижения кандидата. И платят они за профессионализм. От него и "пляшет" цена.

"Волга, "Жигули", "Тойота" — все это машины, но они разные, — делится Дмитрий Матвеев. — И их цена зависит от класса. Если перевести это на язык шоу-бизнеса — то от профессионализма. Например, есть такая певица, как Наталья Гулькина. Она поет в группе "Мираж". Такого удивительного голоса, как у нее, я не слышал! После десяти часов езды в автобусе она перекусила и сразу вышла на сцену. И отработала от и до! Не то, что "Тутси".

^