10.10.2007
С наступлением холодов автомобиль испытывает такой же стресс, как и его хозяин. Но машине нужны не теплая шуба, а бодрый аккумулятор, не унты, а резина-липучка или шиповка. О том, за что автомобиль будет вам благодарен, как помочь вашему четырехколесному другу пережить близящиеся холода и морозы, мы расскажем сегодня. Консультацию автору дал знакомый специалист по двигателям с непосредственным впрыском и прочим узлам автомобиля.
Аккумулятор — это чуть ли не самое основное, что обеспечит уверенный старт в минусовую температуру. От холода емкость АКБ падает, таковы уж свойства химических реакций: чем ниже температура, тем медленнее они проистекают. Короче, крутануть стартер, а затем и маховик с коленвалом аккумулятору осенью трудно, а зимой и подавно. И если вы приобрели автомобиль летом, самое время заняться состоянием аккумулятора, иначе он подведет вас в противный холодный день, когда вам срочно нужно на утреннюю планерку. Самый простой способ — поменять батарею.

Для экономных и умелых — обслуживание и зарядка. Обслуживать тоже надо грамотно: если после лета вы нальете электролит, плотность резко возрастет, и ваш свинцовый друг накроется медным тазом. Для начала его нужно медленно и печально зарядить, потом промыть дистиллированной водой. Затем уже налить свеженький электролит и зарядить до готовности.

Антифриз. Уж сколько раз твердили миру, что в иномарку следует длить импортный хороший антифриз, а наши прижимистые автовладельцы заправляют радиаторы "японок" и "европеек" тосолом. Это, конечно, разновидность антифриза, но не самая лучшая. Вот масло в мотор вы наливаете фирменное? С охлаждающей жидкостью должно быть то же самое. У антифризов хороших фирм срок службы больше, а рабочие свойства — выше. Плохой тосол чреват коррозией, он будет есть алюминий блока цилиндров. Да и зимой, как ни странно, автомобили тоже перегреваются.

Жидкость ГУР (обычно это дексрон II или III). На холоде руль может перестать поворачиваться по причине старения жидкости. Минеральная основа второго дексрона теряет свои свойства через 3—4 года: присадки разлагаются, и жидкость становится, скорее, твердым телом, нежели жидкостью. Dexron III совершеннее, и старению он подвержен меньше. Меньше всего портятся синтетические жидкости ГУР, которые используются на новых европейских автомобилях. Не щадит время и масло в автомате — как обычный дексрон, так и спецжидкости на минеральной основе (мицубисиевскую DiaQueen SP2, Honda Z1, Nissan Fluid D и др.). Поэтому, если ваша машина пришла из Японии этим летом или весной, обязательно поменяйте все жидкости, чтобы быть уверенным в том, что они, рассчитанные на нежный японский климат, не подведут. То же касается и масел в механических коробках, дифференциалах на полноприводных автомобилях. Рекомендуем заливать синтетические масла класса GL4/5 , кроме дифференциалов с электронной или механической блокировкой, которые используют спецжидкость для подобных устройств.

Зимняя резина. Это вообще не обсуждается. "Всесезонка" может писаться только в кавычках, потому что данная резина не подходит ни для одного существующего сезона.

Масло моторное. Стопроцентно: в машинах, которые эксплуатировались на Японских островах, принято везде лить минеральные масла. Поэтому перед первой зимой вашего автомобиля — если вы не сделали этого при покупке — обязательно промойте двигатель и залейте синтетику. Авторы рекомендуют проверенные жизнью и нашим климатом фирмы Elf, Total, Mobil, Esso, Shell, BP и Castrol. Есть еще довольно известные в Европе марки: итальянский Agip, французский Motul, голландский Valvoline. Масла эти неплохие, но к нашим жестким условиям эксплуатации, увы, не слишком подходят. Перечисленная продукция рассчитана на мягкий климат Европы. Хотим предостеречь вас и от другой крайности: не заливайте в двигатель масло-нулевочку", то есть чья маркировка начинается с цифры ноль (например, 0W40). Эти масла имеют плохую смазывающую способность при нагреве двигателя, потому далеко не все производители разрешают применять "нулевку". Оптимальны масла с маркировкой 5W40 (синтетика). Первая цифра обозначает "холодную" вязкость, вторая — "горячую".

Осветительные приборы. Осень — самое темное время года не только потому, что за ней идет зима, но и в прямом смысле: наша планета оказывается к Солнцу под таким углом, что в наших широтах света действительно очень мало. Добавьте сюда сокращающуюся продолжительность светового дня и получите ту картину, что за окном. Поэтому важно вставить наконец все перегоревшие лампочки в габариты и поворотники, салонный светильник и тем паче фары головного света! Не советуем увлекаться мощными лампами: ставьте лампочки штатной мощности. Стоваттки не превратят ночь в день, но встречных вы слепить будете, а пластиковые колпаки оптики будут перегреваться и темнеть. При попадании воды из лужи они могут и лопнуть от перепада температур. Если все горит и светится, возьмите очиститель для стекол и идеально чистую тряпочку. Чем чаще вы будете мыть оптику, тем легче вам будет жить. Nстается лишь позавидовать владельцам машин с омывателями фар.

Незамерзающая омывающая жидкость. Если летом вы лили воду с добавлением Fairy или спецомывайку, то зимой нужна незамерзайка. Одно время была популярна микстура на основе водки-"катанки". Сейчас же хорошую жидкость можно купить. Главное, сделать это заранее: в сезон ее почемуто не бывает в продаже.

Подвеска. Усохшие, порванные, надорванные сайлентблоки зимой быстро добьются, и ходовая часть вашего автомобиля застучит и забренчит. А главное, он станет плохо управляемым, поскольку любая деталь, влияющая на углы установки колес, способна привести к скольжению. Амортизаторы тоже должны быть рабочими, помните: их состояние напрямую влияет на способность машины оставаться на дороге. А в холодный период, когда машина вынуждена ездить не по асфальту, а снегу, льду и прочим мерзлым поверхностям, ее прогнозируемое поведение становится вопросом жизни и смерти не только самой машины, но и водителя и пассажиров. А еще разбитая деталь подвески плохо влияет на другие, ускоряя их износ.

Подогрев сиденья. Эта модная среди автопроизводителей опция пользуется большим успехом. Установить на свою старушку эту привилегию дорогой машины можно за небольшие деньги. Согласно тестам одного уважаемого автоиздания и собственному опыту, коллег из Китая легко побеждает российский Емеля. Накидка имеет непритязательный внешний вид, но эффективно согреет холодное сиденье, уберегая водителя от простатита, цистита и прочих неприятностей. Главное — отключать грелку для попы, как только вы почувствуете легкое тепло снизу. Иначе есть риск получить другие, не менее неприятные болезни, вызванные уже перегревом.

Свечи. От них зависит уверенный холодный старт двигателя. Поэтому к зиме следует свечи проверить, а в случае необходимости — заменить. Визуального осмотра недостаточно: на вид идеальные свечи могут быть изношены, поэтому несите их на стенд при специализированных СТО.

Тормоза. Тормозная жидкость гигроскопична, а собранная ею влага зимой замерзнет. Тормоза станут тяжелыми, а то и вообще перестанут останавливать вашу машину в метре от заднего бампера какого-нибудь "Ленд Крузера". Знайте: за год ТЖ в наших условиях теряет около 5—15% своих свойств. А вы на своей сколько уже ездите?

И напоследок вещица вредная. Меховой руль, популярный среди девушек. Штучка эта, подбираемая в тон салону или одежде, может быть небезопасна. Мех, такой теплый и уютный, который приятно поглаживать в пробке, на самом деле может сыграть злую шутку. В экстремальной ситуации он не позволит вашим рукам быстро и своевременно выполнить скоростное руление, и последствия могут быть печальными. Кроме того, даже в обычной размеренной езде ворс меха цепляется за кольца, декоративные элементы на манжетах куртки и тем самым мешает нормально управлять автомобилем. Безопасная альтернатива меху — это кожаные перчатки, которые обеспечивают уверенный хват рулевого колеса и не дают ему скользить.

^