17.10.2007
Министерство образования и науки республики Бурятия разрабатывает проект закона РБ "О внесении изменений в Закон РБ "Об образовании" в части малокомплектных школ. Проектом закона предлагается законодательно определить критерии отнесения образовательного учреждения к числу малокомплектных школ, установить норму финансирования с учетом реальных затрат на ее содержание. На минувшей неделе в министерстве прошел круглый стол, где обсуждались детали предстоящей "оптимизации" образовательной сети.
Необходимость в принятии поправок в законы, по словам специалистов министерства образования, связана с переходом всех общеобразовательных учреждений на новую подушевую систему оплаты труда. В связи с чем малокомплектные школы оказываются в ситуации недофинансирования, ведь, подушевая система предполагает прямую зависимость заработной платы учителя от количества обучающихся.

Учить слишком дорого

Сейчас, по словам министра образования Сергея Намсараева, на городского школьника или ученика крупной районной сельской школы уходит в среднем 36 тысяч рублей в год. А на ученика крошечной сельской школы какогонибудь отдаленного села требуются затраты примерно в четыре раза больше. Подушевая система приведет к выравниванию выделения средств, что оставит малокомплектные школы практически без денег. Для предотвращения этого и нужен закон, наделяющий малокомплектные школы особым статусом.

Но в обмен на особый подход небольшим школам придется максимально оптимизировать свою структуру. Уже сейчас во многих малокомплектных сельских школах происходят те самые шаги по оптимизации учебного процесса, говоря проще, ученики классов, которые слишком малы по своей численности, объединяются. Соответственно, чем меньше классов в школе, тем меньше потребность в кадрах. Кое-где малокомплектные школы и вовсе могут закрыться.

Как заявил на круглом столе министр образования Сергей Намсараев, готовность учителей и глав поселений к подобным переменам высока:

— Мы изучили мнение людей — готовность людей высокая. Учителя, руководители учреждений образований, большая часть глав поселений и попечительские советы — все готовы к новшествам. Политическая воля президента, финансовые возможности республики, — все это позволяет решить проблему малокомплектных школ.

По словам Сергея Дашинимаевича, в оппозиции подобным реформам стоят только политические противники правительства и президента:

— Наши оппоненты начали ставить нам палки в колеса, заявлять, что министерство образования намерено закрыть половину малокомплектных школ, что будут массовые сокращения учителей, что новая система оплаты ничего не дает. Такие разговоры я бы назвал разговорами "кухонного", бытового формата, пустой болтовней. Кому не лень — все комментируют, не разобравшись в вопросе. Не понимают, а что-то комментируют депутаты, финансисты, чушь иногда читаю в газетах! Надо быть учителем, жить надо там, чтобы понять все это, настолько все там закручено.

Два класса в одном

Однако сомнения в адрес новой реформы высказали на круглом столе не сколько "политические противники" правительства, а как раз сами представители поселений и школ, где о таких понятиях, как "оптимизация" и "реструктуризация", знают не понаслышке. Так, пытались высказать свое мнение по этому вопросу глава Нестеровского сельского поселения Светлана Балданова и начальник управления образования Прибайкальского района Татьяна Бадашкеева:

— Мы все сейчас заволновались. У нас в школе объединили начальные классы: первый и второй, третий и четвертый. Было пять и семь человек в классе, их объединили, получился один класс-комплект. От этого, естественно, дети страдают, и преподавание, и нагрузка учителей. И в материальном плане учителя ущемлены. Мы теряем кадры, а где потом их найти?

Не совсем поняла преимущества нововведений и глава Гремячинского сельского поселения Оксана Тришкина:

— У нас в сельской местности учительская зарплата, получается, будет падать? А ведь у нас сейчас в школе нехватка учителей. Мы не можем представить жилье учителю, потому что в нашей байкало-котокельской зоне очень дорогое жилье. А сейчас среди учителей есть опасения, что зарплата уменьшится. Как я поняла, либо понижение зарплаты, либо сокращение кадров нас ждет неизбежно?

Единственным представителем сельских школ, который выступил на круглом столе за нововведения, стал директор МОУ "Кодунская СОШ" Кижингинского района Батор Тарнуев, правда, тут же отметив, что большая часть других школ этого района ситуацией недовольна

— С объединением классов мы знакомы давным-давно. У нас уже объединены первый и третий классы, второй и четвертый, пятый и шестой, восьмой и девятый. Основная часть коллектива сложившейся ситуацией довольна, конфликтов нет. Но я хочу сказать несколько слов о проблемах, которые возникают в других школах. В основном у них зарплата уменьшилась в полтора, а у некоторых даже в два раза. А в связи с тем, что школа в небольших поселениях дает 60—70% рабочих мест, то многие думают теперь о том, чтобы сейчас уехать из села.

Сокращения неизбежны

То, что сокращения штатов и заработной платы учителям в сегодняшней ситуации неизбежны, представители министерства образования и не скрывают.

— Мы проанализировали ситуацию за последние 10 лет, — говорит начальник отдела дошкольного и общего образования Лариса Шаманская. — Вы знаете, что в целом в Российской Федерации — и наша республика не является исключением — сейчас складывается сложная демографическая ситуация, падает уровень рождаемости детей. Естественно, и в наших школах становится все меньше детей. Разумеется, от этого и страдает образовательный процесс в целом.

Начальник отдела экономики и статистики министерства образования РБ Гарма Базаров объяснил, что непопулярные меры связаны именно с неблагополучной демографической ситуацией:

— Сокращение штата возможно только в том случае, если снижается контингент школьников. То есть при уменьшении класс-комплектов происходит неизбежное уменьшение педагогических ставок. Эти вещи все взаимосвязаны. То есть все зависит от того, сколько детей учится в школе.

Несмотря на далеко неоднозначные высказывания участников круглого стола, итоги заседания круглого стола министр образования озвучил по-своему:

— Недовольных у нас нет. Недовольные есть только те, кто никак не может себя перестроить на новый лад. А наша задача — меньшим числом, но большим и лучшим умением идти к хорошему результату.

^