24.10.2007
Чем больше разговоров вокруг туристско-рекреационной зоны в Прибайкальском районе Бурятии, тем больше появляется опасений, что грядущая зона превратится в место отдыха и развлечений исключительно для богачей.
Публичные презентации турзоны "Байкал", которые к сегодняшнему дню успели утихнуть, имели одну особенность. То и дело подчеркивалось, что отдых в туристскорекреационной зоне будет доступен всем слоям населения. Этакая мечта человечества. Близкая к идеалу модель, когда свое место на байкальском пляже найдут все.

На чем основана такая универсальность турзоны, разработчики проекта особо не распространялись. Но пока "всеядность" зоны выглядит максимум как фантастика, оторванная от жизни. Минимум — как нездоровый оптимизм.

Общеизвестно , что одной из главных причин высокой стоимости товаров, произведенных бурятскими предприятиями, является дорогая энергия. Сюда же прибавляются большие расстояния, изолирующие Бурятию от мест, где живут потенциальные потребители товара. Ну и, конечно же, пресловутый "байкальский фактор" — повышенные затраты на очистные сооружения, строгие требования к выбросам, сливам и т.д. Здесь вам не Рязань, здесь климат другой — за окном плещется пятая часть пресной воды планеты. Которую желательно сохранить в нормальном виде.

Услуги, которые будут предоставляться туристам в бурятской турзоне — гостиничные номера, обслуживание в ресторанах и кафе, подъем на вершину, дабы потом скатиться на горных лыжах "а ля Путин", прокат этих лыж, яхт, водных велосипедов, моторных лодок и катеров, кинотеатры, игра в боулинг и бильярд, прочие радости жизни, — это тоже товар.

И этот товар — под действием тех же факторов, что и другие бурятские товары: локомотивы, молоко или швейные изделия. Это объективный факт — чудес в экономике не бывает.

Границы туристско-рекреационной зоны "Байкал" еще не установлены. Их постоянное перекраивают. Но в любой конфигурации они не резиновые. В зоне нельзя построить столько отелей, сколько хочется. В условиях высокой стоимости всего и вся хозяева гостиниц и кинотеатров будут "выжимать" с каждого квадратного метра, с каждого клиента максимум возможного. В бизнесе нет места плановоубыточной деятельности, потому что покрывать дефицит просто некому.

Если, допустим, гостиница несет огромные затраты на отопление номеров, очистку сточных вод, спускаемых постояльцами из туалетов, подвоз продуктов в гостиничный ресторан, затраты перекладывает на кошельки клиентов. Номера в таких гостиницах будут не по карману простым жителям республики. Будущие цены в бурятской турзоне, наверное, удивят даже бывалых путешественников.

Причем дело не только в цене. Некогда в США процветала расовая дискриминация. Открыто существовали рестораны, кафе, кинотеатры только для белых. В Улан-Удэ уже есть большая шикарная гостиница, куда заселяют только людей, имеющих прописку вне республики Бурятия, независимо от национальности. Другими словами, появилась региональная дискриминация. Обидно, да? Не расцветет ли она буйным цветом в турзоне "Байкал"?

В республике уже вынашиваются планы создать в аэропорту небольшой VIP-аэропорт, куда будут прилетать за отдельную плату богачи. Налицо тенденция.

Если бы высокие цены объяснялись только непомерной жадностью бизнесменов, все решил бы один "крутой разговор" в администрации президента Бурятии. Однако, чтобы иметь пространство для "ценового маневра", бизнесмены должны скинуть с себя разорительное "коммунальное иго". Бурятская турзона при желании и политической воле могла бы стать самым высокотехнологичным курортом мира. Ведь на Байкале можно использовать энергию солнца, ветра, приливов. А пока, энергоэффективность создаваемой инфраструктуры ТРК ОЭЗ "Байкал" заложена на уровне всего в 20 процентов. Хотя уже давно есть технологии с энергоэффективностью 90 процентов. Но республика не пошла по этому пути.

— У нас принято волевое решение в интересах Гусиноозерской ГРЭС. С Гусиноозерской ГРЭС будет тянуться ЛЭП, чтобы обеспечить энергией особую экономическую зону. Об альтернативных способах энергоснабжения и способах энергосбережения никто не задумывается. Я спрашивал: какая будет цена на эту электроэнергию? Мне говорят: ну, какая уж будет... — рассказывает Владимир Белоголовов, заместитель руководителя общественной организации "БРО по Байкалу".

Кроме внедрения современных технологий, другого пути снизить себестоимость услуг и расширить круг клиентов в турзоне "Байкал" нет.

^