24.10.2007
Чтобы принять в участие в ролевой исторической игре, мало горячего желания. Нужно еще здорово потрудится над тем, чтобы ваш внешний облик соответствовал выбранной эпохе, а для этого нужен костюм. Реконструктор Ольга Афанасьева из улан-удэнского клуба "Заповедник" заинтересовалась древними славянами и скандинавами совершенно случайно, а теперь шьет одежду, максимально похожую на ту, что носили люди жившие тысячи лет назад.
Все всерьез

Учиться пришлось очень многому. Конечно, навыки шитья пригодились, только пришлось разыскивать информацию, собирая ее буквально по крупицам. Выкройку скандинавского наряда девятого века не найдешь в модном журнале, а подготовиться к первому выезду в Иркутск в 2000 году хотелось хорошо.

— Тогда нам повезло, что наши ребята учились в БГУ, и у них был интернет, — вспоминает Ольга. — Вся нужная информация в Сети есть, правда, часто это материалы на английском, нужно переводить. Главное, что были рисунки, по ним можно было понять, как это все делается.

Умельцы из клуба способны на многое — вручную изготовить доспехи и оружие, сшить обувь (в которой очень удобно подкрадываться к врагу во время игры, говорит Андрей Сметанин, соратник Ольги), даже брались за изготовление ткацкого станка. Самое главное в историческом моделировании — чтобы все было абсолютно всерьез и по-настоящему. Можно, конечно, сшить льняную рубаху и на швейной машинке: Но это значит самого себя обмануть в конце, проделав большую подготовительную работу.

— Если ты берешься за какую-то эпоху, то не можешь остановиться, пока не узнаешь о ней все, что возможно, — объясняет Ольга Афанасьева свой длительный интерес ко временам Новгородской Руси. — В крупных клубах больших городов даже существуют четкие правила, по которым новичок просто обязан пройти все с самого начала. То есть сначала сшить костюм низшего сословия, самый простой, потом более богатый, и так далее. В общем-то, оно и правильно, по мере изучения ты узнаешь все больше, чтобы потом делать все более сложные работы.

Простота и практичность

Впрочем, в древние времена одежда богатых и бедных людей не особенно отличалась. Более состоятельные могли себе позволить разве что вышивку или узор на плетеном поясе поинтереснее. Богатая отделка, понятие моды появились у славян несколько позже. А XI век — это простые и практичные одежды, чья главная задача — защищать от холода и не мешать в работе. Практически то же самое — функциональность и оптимальность — у скандинавов, да и вообще многих народов молодого мира.

Попробовав наряды предков в действии, реконструкторы пришли к выводу, что жилось и работалось древним людям намного удобнее, их одежда не только не мешала в работе, но и помогала, скажем, широкие пояса согревали поясницу и, затянутые потуже, помогали избежать травм живота при нагрузках.

Материалы в ход шли самые простые — лен, шерсть. Те же ткани разыскивает в современных магазинах и Ольга. Кстати, пообщавшись со своими единомышленниками их других городов России, она с удивлением узнала, как у них ценилась шерстяная ткань улан-удэнской "тонкосуконки".

— Я покупаю в магазинах натуральный лен, сейчас заинтересовалась окрашиванием льняных нитей. Интересно попробовать окрашивание ткани, но для этого нужны приспособления и место. Сшиваю вручную, обычным бельевым швом. Самое сложное — это плетение. А кроили тогда одежду очень просто, если говорить о ранних эпохах: сложили отрез ткани пополам, посередине прорезали дырку для головы, сделали застежку — вот и рубаха. Если мала (а ширина куска тогда была около сорока сантиметров) — ставили клинья из обрезков, ведь тогда ткань была дорогая, ее экономили. Приталенность в одежде появилась позже, в XIII—XIV веках, и этого тоже добивались простым путем — с помощью клиньев. Чаще всего использовали некрашеную ткань, а если и красили, то простыми природными красителями.

Костюм как паспорт

Проще всего шить детскую одежду, отмечает наша собеседница, ведь раньше до 10—12 лет мальчиков и девочек разных сословий одевали практически одинаково, а отделку вовсе не использовали. Мужской костюм тоже несложен — штаны и рубаха, суровые воины были непритязательны. А вот что касается женского костюма, то говорить о простоте не приходится. Дело вовсе не в скоротечности веяний моды, как в наши дни. Когда-то женское платье говорило очень многое о своей хозяйке, являясь своего рода документом. По внешнему виду можно было определить, замужняя это женщина или нет, каков ее возраст, социальное положение. Поэтому, несмотря на то, что древнерусскими костюмами Ольга активно занимается около семи лет, интересной работы впереди — непочатый край.

— Костюм находится постоянно в процессе доработки, изменения, — делится Ольга и отрицательно отвечает на вопрос, не хочется ли попробовать сшить костюмы других стран и эпох: — Пока не освоишь один век, трудно остановиться, все интересно. Иногда страдаешь даже не от недостатка информации, а от ее переизбытка.

Сейчас часто случается, что опытных реконструкторов приглашают для съемок костюмированных фильмов, ведь человек, занимающийся историческим моделированием, постепенно становится грамотным специалистом в бытовой сфере того или иного отрезка истории. Бывает и наоборот, когда играми и исторической реклнструкцией всерьез увлекаются профессиональные историки, археологи. Улан-удэнские реконструкторы тоже пользуются своими редкими знаниями в жизни.

Другая жизнь

— Мне это увлечение часто помогает, когда я читаю лекции по истории музыки, — делится Ольга. — Вадим Мясников у нас вообще историк: защищается на том материале, которым увлекается.

Единственное, пожалуй, о чем иногда переживают в "Заповеднике", федерации клубов любителей фэнтези и исторического моделирования, — это редкое появление новых единомышленников. Люди приходят, осматриваются, и уходят. Возможно, не все готовы долго и серьезно трудиться, штудируя научные исследования и материалы, или просто боятся, что не хватит терпения и времени. Однако на деле у увлеченных своим хобби людей происходит иначе — появляются и силы, и время, и новые друзья. Может, секрет в том, что им удается пожить, кроме нашей суматошной эпохи, еще и в ритме жизни наших мудрых предков?

— Когда надеваешь эту одежду, — рассказывает Ольга Афанасьева, — то даже чувствуешь себя совершенно иначе. Изменяется осанка, походка, люди становятся необыкновенно красивыми, с достоинством несут себя. А когда оказываешься на природе, среди лесов, озер, полей, то кажется неправильным носить джинсы и свитер — только в льняном сарафане можно почувствовать себя частью этого мира.

^