31.10.2007
Весной широкой общественности стало известно о начале съемок фильма, который окрестили "первым большим бурятским кино". С тех пор прошло около пяти месяцев. На протяжении этого времени местные СМИ постоянно муссировали эту тему, порой повторяя друг друга. Каждый житель Бурятии знал о съемках, а каждый второй с нетерпением ждал выпуска киноработы в широкий прокат. В итоге зал кинотеатра, в котором 25 октября прошла премьера музыкально-молодежного фильма "Улан-удэнская история" производства арт-студии "Хунну-фильм", был битком набит.

Вопреки всем страхам провала не было. Фильм действительно цепляет. И дело тут даже не в мастерстве создателей. А в том, что на самом деле на экране показывали нас, "улан-удэников", чьи знакомые "рожи" обладают особым шармом и просто не могут оставить зрителя без улыбки. Наверное, поэтому зал то и дело разрывался от смеха, глядя порой на далеко не смешные кадры. Видимо, от смущения.

Как-то Кончаловский, чья маститость общепризнанна, сказал, что успешный фильм — тот, который заставляет зрителя пережить всю гамму чувств. Похоже, что у авторов "Уланудэнской истории" это получилось. Зритель живет эти два часа только фильмом.

Вот он чувствует, как солнечные лучи приятно греют его, а теперь не знает, как спасти друганаркомана, идет на опрометчивый шаг, влюбляется, страдает, испытывает эстетическое удовольствия от созерцания улан-удэнской красоты. И хоть фильм обозначен как "молодежно-музыкальный", любой вне зависимости от возраста в героях узнает себя. Ведь шекспировский сюжет, положенный в основу, развивался и развивается во все времена.

Сюжет "Истории" развивается постепенно. Все проходит достаточно гладко. Без запинок, без опусов, но и без стильности и эффектности. Опечалили кадры, где девичья группа Ba-Sagan, плохо копируя Pussycats Dolls, чья сексуальность неоспорима, извиваются, как работницы всем известной профессии. Эффектным ходом это назвать сложно. Девушки, очевидно, стремились к тому, чтобы зрители оценили их внешние данные, а не вокальные.

Порадовал другой герой фильма, который играет самого себя. Поклонницы Амархуу, обладающего отличной внешностью и голосом, могли аж в течение десяти минут лицезреть своего кумира. Ну и послушать удивительно красивую песню в его исполнении, которая идет фоном самых волнительных моментов фильма.

Главные герои Саян (Эдуард Жагбаев) и Оля (Юлия Qемакина), нужно признать, обладатели на редкость милых мордашек. Красивые герои, которые переживают красивую любовь и умирают, как в сказке, в один день, увы, не обладают чем-то ярким, что заставляет влюбиться в них. Уж очень трудно увидеть их за шаблонностью и правильностью образов. Саян — примерный сын, хороший друг.

В то время как одногруппники подчиняются стадному инстинкту, он один единственный высказывает и отстаивает свое, естественно, правильное мнение. Оля — любимая дочь, умница, красавица, которая, кажется, только при виде солнца готова разрыдаться от счастья. Мы видим, как с первых кадров Саян не может отвести взгляд от Оли, а та застенчиво опускает глаза: В общем, как говорил Станиславский, не верю.

Такую реакцию подпитывают кадры, где давняя поклонница Саяна то и дело кусает губы при виде влюбленной парочки. Как-то банально выражают актеры чувства своих героев. На фоне этой шаблонности образ Баира, одного из семерых друзей, кажется более живым и ярким. Наверное, это то, что называют харизмой. Хотя в целом актерская игра главного героя, да и остальных ребят, лучше того, что боялись увидеть зрители.

В ходе разговора о кинематографии Бурятии, Солбон Лыгденов, чьи работы всегда отличались неподражаемым стилем автора, как-то поделился своим мнением о том, что не надо критиковать любые начинания в этой области, надо лишь поддерживать их. На мой взгляд, это высказывание было бы резонным в нашем случае, если бы обсуждаемый фильм был действительно провальным. Ведь не имеет же смысла критиковать альбомы Филиппа Киркорова. Но представленный фильм, несмотря на все его огрехи, хорош настолько, что стал настоящим культурным событием если не года, то сезона уж точно. И уже, я уверена, обсуждается на каждом углу.

^