28.11.2007
На протяжении последних лет в Бурятии складывается непростая ситуация в области пассажирских перевозок. Отсутствие серьезного контроля над частными перевозчиками со стороны органов власти, огромное число маршруток и плохие дороги угрожают безопасности на пассажирском транспорте. В этой сфере наш город смело можно причислить к уникальным в самом негативном смысле этого слова.

Маршрутки как были в большинстве своем в частных руках, так и остаются, а потому продолжает нарушаться режим работы водителей, практически отсутствует контроль над их предрейсовым состоянием. Только за десять месяцев текущего года ГИБДД республики привлекла к административной ответственности почти 26 тысяч водителей пассажирского транспорта, нарушивших правила дорожного движения.

— Наш регион единственный, где до сих пор серьезно стоит вопрос с перевозкой пассажиров, — рассказывает Виталий Борисов, заместитель начальника управления ГИБДД МВД по РБ. — Это единственный регион, в котором сложилась уникальная ситуация: 95% всех пассажироперевозчиков — это частники, а это более 5200 машин, и только около 10% из них — юридические лица.

Водитель-частник может не соблюдать режим труда и отдыха, может не проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры, а ведь он везет пассажиров, нас с вами. В ГИБДД считают, что на сегодняшний день просто необходимо перевести индивидуальных предпринимателей, осуществляющие перевозки, в ведение юридических лиц, что позволит создать более эффективную систему контроля за перевозками.

Отсутствие четкой позиции в вопросах урегулирования маршрутных пассажирских перевозок со стороны органов государственной власти и местного самоуправления способствует криминогенной обстановке на дорогах. Пример тому — ситуация с маршрутом 30, который с 2005 года раздираем двумя организациями, конкуренция между которыми с некоторых пор напоминает военные действия. По фактам нападений на автобусы этого маршрута возбуждено уже порядка 20 уголовных дел.

Особую тревогу вызывает техническое состояние транспорта, используемого частными предпринимателями. Негативная тенденция старения их автопарка усугубляется непрохождением технического обслуживания и несвоевременным предоставлением автобусов для проведения государственного технического осмотра в подразделения ГИБДД, видимо, из-за экономии средств.

Кроме того, в настоящее время в Бурятии полностью отсутствует какая бы то ни было кадровая политика при отборе водителей на работу на марщруте. Ответственность за безопасность пассажиров берут на себя совсем молодые и едва имеющие опыт вождения люди.

Министерство внутренних дел Бурятии неоднократно обращало внимание администрации города на ситуацию в области обеспечения безопасности пассажирских перевозок, но проблемы до сих пор остаются нерешенными. Основная нагрузка по стабилизации обстановки в сфере пассажироперевозок легла на ГИБДД. Городская же администрация сделать ничего не может. Или не хочет.

— Принятие комплекса мер, включающих в себя усиление контрольно- надзорных функций, привело к положительным результатам, — говорит Виталий Борисов. — В частности, к снижению количества ДТП, совершенных по вине водителей автобусов, а также снижению на 80% количества погибших по их вине. Кроме того, пресечена деятельность ряда преступных группировок, действовавших в сфере маршрутных перевозок. В результате в МВД прекратился поток писем и жалоб от граждан, а сам процесс пассажирских перевозок стал более безопасным.

Тем не менее, одной только работой ГИБДД невозможно навести порядок на дорогах и решить застарелые проблемы. Усугубляют небезопасную обстановку работы пассажироперевозчиков несоответствие дорожных условий предъявляемым требованиям нормативно-правовых актов. По качеству ряда дорог — по ширине покрытий и эксплуатационному состоянию — у ГИБДД есть нарекания.

Отсутствие заездных карманов и дорожных знаков также не способствует безопасности дорожного движения. Кроме того, как отмечают в ГИБДД, улично-дорожная сеть в центре города не обеспечивает необходимой пропускной способности, как и отсутствие организованных мест парковок, приводящих к стоянке автомашин на остановках.

Правильно оценить сложившуюся непростую ситуацию в сфере пассажирских перевозок могут далеко не все. По словам Виталия Борисова, в последнее время от простых граждан стали все чаще поступать жалобы и заявления, в которых они обвиняют ГИБДД в неправильном, с их точки зрения, отношении к маршрутным такси инспекторов, которые якобы беспредметно останавливают их на маршруте.

— Для нас важно, в первую очередь, чтобы граждане в микроавтобусах спокойно и без ЧП доехали до места назначения, — говорит заместитель начальника управления ГИБДД. — Беспредметной остановки маршруток просто не бывает. Мои инспекторы начинают работу с инструктажа, поэтому говорить о том, что сотрудник ГИБДД остановил маршрутку лишь потому, что она просто не понравилась ему, просто абсурдно.

Во многих городах страны, например Новосибирске и Омске, уже возрожден парк муниципального маршрутного транспорта, а корейские микроавтобусы постепенно вытесняются автобусами средней вместимости. Возможно, и у нас в республике когданибудь будет наведен, наконец, порядок в сфере пассажирских перевозок, во всяком случае на это очень надеются в ГИБДД.

^