28.11.2007
После Нового года в Бурятии резко подорожает телереклама. Приближается заключительная стадия реформы телевизионного эфира. Времени, которое отводится на рекламу, станет меньше, чем сегодня. 31 декабря нынешнего года заканчивается полуторагодичный переходный период, когда реклама в часе телевещания занимала 12 минут. С 1 января 2008 года на нее должно отводится максимум 9 минут. Другими словами, рекламная пауза станет на 25 процентов короче.

В девять минут должен уложиться весь объем рекламы — и общефедеральная, которая транслируется из Москвы, и местные бурятские вставки. Улан-удэнские партнеры федеральных телеканалов должны будут договориться с московскими партнерами о том, как разделить минуты. Например, "Тивиком" должен будет договориться с "Рен-ТВ", "АригУс" — с "ТНТ".

У каждого будут свои условия сотрудничества. Вероятнее всего, региональные телевизионщики не смогут вести нормальные переговоры с москвичами. Регионалов просто поставят перед фактом, что доля их рекламы установлена в таком-то размере. И точка.

— В будущем году наша реклама на СТС в обычном часе — 2 минуты 15 секунд, — говорит Сергей Бурдиков, руководитель 33-го телеканала (RU.TV) в Улан-Удэ. На RU.TV побольше. Там у нас в часе в среднем пять с половиной минут. Это уникальное положение. Ни на одном другом канале такого нет.

Специалисты утверждают, что в будущем году рост цен на федеральную телерекламу составит 65—70 процентов. А что будет на местах? Из-за сокращения времени и роста цен многие прежние общефедеральные рекламодатели останутся за бортом всероссийских каналов. Они ринутся занимать время в региональных рекламных вставках. Это подтолкнет региональные расценки вверх.

— Все будет зависит от того, какой объем телерекламы, которую вытеснят из федеральной части, перейдет в регионы, — продолжает Сергей Бурдиков. — Сейчас такое уже есть. У нас уже довольно много запросов на следующий год, которые, наверное, заберут не менее половины нашего рынка. В этом случае рост цен будет больше ста процентов. Наверняка, даже намного больше ста процентов. Цены на местную телерекламу будут обнародованы к 15 декабря, когда мы соберем заявки от федеральных клиентов.

Сейчас, к примеру, на СТС вечерний прокат одноминутного ролика стоит от 4 до 5 тысяч рублей в зависимости от объема заказа. После Нового года эта же услуга может стоить более 10 тысяч рублей.

В свете всех грядущих событий наш собеседник не исключил, что среднестатистический ролик коммерческой телерекламы станет короче по времени.

— Продолжительность местных рекламных блоков сокращается. Если блок будет, к примеру, 1 минута 15 секунд, в него должны аккуратно вставить нашу рекламу. Пока в основном наши производители теряют свои деньги именно на длительности. Могут принести ролик в 40 секунд... Для них это экономически не всегда оправданно. Я надеюсь, что ролики станут короче, — говорит Сергей Бурдиков.

В ближайшее время видеореклама бурятских фирм может и вовсе исчезнуть из эфира. Бурятские компании сегодня не уделяют рекламе должного внимания. Причина этого — отсутствие конкуренции на рынке. Столкнувшись с резким ростом цен, многие могут на какое-то время и вовсе отказаться от услуг телевидения.

В то же время в федеральном эфире останутся лишь крупнейшие клиенты типа "Проктер энд Гэмбл", банков, сотовых сетей. Мелкие по российским понятиям компании мигрируют в региональные рекламные вставки. Такая миграция наблюдается и сейчас. На Первом канале в региональной вставке давно размещаются небольшие федеральные клиенты — производители чая. В связи с сокращением рекламного времени таких клиентов неизбежно станет больше.

— Не хотелось бы, чтобы присутствие федеральных рекламодателей в местных рекламных блоках слишком усилилось. Хотелось бы, чтобы осталась площадка для местных клиентов, — говорит Сергей Бурдиков. — Но ситуация понемногу развивается в этом направлении. Сейчас бронируется реклама на зиму, мартовский эфир, скорее всего, будет продаваться в январе. Появятся федеральные клиенты — будет поздно бронировать.

Куда уйдут деньги бурятских фирм, которым для телерекламе не хватило денег или времени?

— Первое, куда могут уйти клиенты, — радио, — говорит Сергей Бурдиков, — Там рекламное время — 12 минут в час — не уменьшается и, соответственно, цена вырастет не сильно. Второе — у нас позиции прессы сильнее, чем в среднем по стране. Пресса освоит часть денег таких клиентов. Наверное, за счет появления новых рекламных полос увеличится толщина традиционных газет. По "наружке" рынок уже перегружен. Мы один из самых плотно забитых наружной рекламой регионов.

А вот увеличения Интернет-рекламы, по мнению Сергея Бурдикова, ждать не стоит. В Бурятии слишком мало потребителей Интернета. Нет аудитории — зачем там рекламироваться?

Кстати, крупнейший продавец рекламы в стране "Видео Интернешнл", по слухам, вообще лоббирует возможность отказа от региональных рекламных вставок. Из рекламного пространства регионов может уйти Первый канал, "Россия" и некоторые другие. Тогда цены в Бурятии взлетят еще выше. Говорят, "Видео Интернешнл" к этому подталкивают крупные клиенты, которые недовольны перекрытием их роликов местными. Уже были скандалы. Вопрос может быть решен в любой момент.

^