28.11.2007
На что жалуются автовладельцы зимой чаще всего? На то, что "моя опять утром не завелась". Действительно, ночью ударяет мороз, и машина замерзает настолько, что поверить в реальность каких-либо поездок трудно. Однако опытный автолюбитель знает, что надо сделать, чтобы "спящая красавица" проснулась и даже поехала. Важно сделать это без ущерба для здоровья автомобиля. О том, можно ли внушить автомобилю, что сейчас не зима, мы и поговорим сегодня.

Так почему же шансы запустить двигатель в холод невелики? Во-первых, возможно, система зажигания не в лучшей форме. Во-вторых, бывает слаб аккумулятор; в-третьих, может оказаться густоватым моторное масло. С первой проблемой вам поможет покупка свечей зажигания и несколько минут работы со свечным ключом (да, речь именно о выкручивании старых и вкручивании новых).

Со второй — зарядка, а нередко замена батареи. Летом на заводку требуется в десятки раз меньше энергии, поэтому лишь минусовая температура покажет вам истинное состояние АКБ. Если АКБ зверь, проверьте такую прозаическую вещь, как клеммы (чистые, пошорканные наждачкой, дают уверенный контакт). Особенно критичен ко всем недочетам дизельный двигатель.

Компрессия в цилиндрах выше, усилий, чтобы провернуть коленвал, нужно больше, и при равных условиях тот же самый полуразряженный аккумулятор запустит бензиновый движок, но раскачать дизель не сможет. У последнего может быть и своя причина — "неживые" свечи накаливания. Они периодически стареют и требуют замены.

Еще одно обстоятельство, которое делает машину неженкой, — это ее предназначенность для южных регионов. Например, Toyota Landcruiser производится как для России, так и для Арабских Эмиратов (и еще десятка регионов). Если вы купите арабский "Крузак", то уже осенью почувствуете, что он боится холода, словно куст роз. Но найти такую машину у нас маловероятно, зато японские праворульки делятся на южные и северные.

Счастливы те, кто нашел машину для морозного Хоккайдо! Но попадаются и автомобили для южных островов. Маленькие клеммы (тонкие), миниатюрный аккумулятор, в холода выявляется, что слабовата печка, нет теплоизоляции салона... Но главное — это смертельное нежелание машины заводиться уже при -15, -20. Чтобы не купить "южанку", смотрите на другие признаки: обогрев зеркал, дворников, утепленный изнутри капот, даже полный привод отчасти сигнализирует о приспособленности к морозам. Ну а если ваш четырехколесный друг не выносит холода, можно ему помочь.

Способов много, но все это палки о двух концах. Очень популярен автозапуск — доступный способ избежать холодного запуска двигателя, вызывающего его преждевременный износ. Работает по таймеру (задаем интервал сами) или от датчика температуры.

Минус автозапуска в том, что расход горючего увеличивается на 20—30, а то и 40%. И чем меньше пробег, тем больше вырастает аппетит машины. Чтобы утром приехать на работу, а вечером вернуться домой, периодически греть двигатель круглые сутки не слишком рационально. Кстати, поменять масло весной придется пораньше: ведь время работы мотора окажется намного продолжительнее.

Эффективность прогрева вырастет в разы, если закрывать капот машины каким-нибудь утеплением длиной до пола. Большой палас или брезент отлично подойдут. На ночь укрывать машину "одеялком" просто обязательно при ночевке в холоде. Если нет автозапуска, перед сном можно хорошо прогреть двигатель, и утром старт будет полегче. Брезент отлично уберегает железного друга от выстывания. Прекрасный способ не мучить машину — поставить предпусковой подогреватель.

Чуть-чуть бензина, автономность работы маленького движка с насосом, эффективность (за полчаса нагреваемая и прокачиваемая охлаждающая жидкость согревает двигатель) в плюсах. Можно потом снять подогреватель и установить на свою следующую машину (если объем двигателя примерно тот же). Единственный минус Webasto — цена.

Стоимость "примочки" равна очень хорошему месячному окладу. Ночевка в теплом боксе, конечно, хороша. Однако если автомобиль битый (таковы большинство всех подержанных "японцев"), есть риск, что от перепада температур в боксе и на улице отлетит краска и слой шпатлевки. То же самое очень вероятно при мойке кузова в зимнее время, кстати.

Многие любят использовать не по назначению электрические плитки, то есть включают их на ночь под брюхом машины. Приемлемый вариант, если ваша плитка пожаробезопасна и находится в идеальном состоянии. Изоляция всей электроцепи должна быть безупречной, иначе попавший с машины снег превратится в воду и вызовет короткое замыкание. Между картером и нагревательным элементом должен быть промежуток не менее 15 см. Для машин с пластиковой защитой днища такое нагревание недопустимо.

Благополучный старт карбюраторного двигателя дает повышение температуры воздуха, подаваемого в двигатель. Возьмите паяльную лампу и обычный кирпич. Нагрейте его пламенем и положите на впускной коллектор. Тем самым вы обеспечите теплый воздух и более богатую смесь. А инжекторные движки на такую хитрость не ведутся.

Кстати, при запуске есть вероятность залить бензином такую важную детали, как свечи зажигания. Их приходится сушить: извлеките свечи и разогрейте на электроплите. Возвращать свечи на место нужно быстро, пока они не остыли, тогда при следующих попытках запуска бензин с горячих свечей будет быстренько испаряться. Что касается современных автомобилей, теоретически они поголовно не должны заводиться на морозе.

Причина — жесткие экологические ab -$ `bk, которые не дают подавать необходимое для запуска мотора количество горючей смеси, то есть топлива. Например, Евро-4 делает нереальным старт при ниже -30. Если же автомобиль категорически решил ждать весны, не верьте ему. Если вы не заведете его сейчас, то еще через час это будет еще менее реально. Советуем не слушать рекламу типа "Отогреем вашу машину хоть при абсолютном нуле": как показала жизнь, это история долгая и не всегда с хэппи-эндом

Вызывайте эвакуатор и везите свою порцию мороженого железа в тепло... СТО, теплая стоянка, где за небольшую сумму вам дадут постоять пару часов. Не стоит заводить автомобиль "с толкача" (или "дерганием"). Да, это действенный способ запустить двигатель на машине с механической коробкой. Также он весьма эффективно ведет к капитальному ремонту.

Для дизелей неприменимо вдвойне вследствие высокой компрессии. Разогрев паяльной лампой тоже запрещен. Хотя мера эта очень популярна, и есть даже приспособление — сопло паялки вводится в изогнутую трубу. Огонь и жестокий перепад температур — врагу не пожелаешь!

Пламя способно нанести немалый и даже непоправимый вред резиновым пыльникам, сальникам, приводам, проводке, шлангам системы охлаждения и пластмассовой защите картера, которой щеголяют некоторые иномарки. Сильно страдает и моторное масло: оно теряет свои свойства, а внутри поддона образуется нагар.

В общем, систематическое использование "паялки" в качестве грелки может "поставить" вас на неплохие деньги, на которые вы могли бы обеспечить машине платную теплую стоянку на всю зиму. А еще сатана придумал эфиросодержащие составы. Подобные спреи чаще всех используют опять же дизелисты.

Странный звук двигателя после такого насильственного запуска их настораживает, раз за разом все проходит безнаказанно. Пока в один прекрасный момент дизель не объявит забастовку, требуя капитального ремонта. В общем, эфирные аэрозоли можно применять на моторах, которые и без того скоро ремонтировать.

^