05.12.2007
Управление Федеральной налоговой службы по Бурятии грозит развернуть массовые проверки легковых такси. С некоторых пор машины с "шашечками" обязали иметь на борту кассы и выдавать пассажирам кассовые чеки. Кажется, пришел очередной виток борьбы за дорогах. По словам бурятских налоговиков, перевозка пассажиров в такси не освобождена от применения контрольнокассовой техники. Поэтому таксисты обязаны иметь их.
Приключения "Электроника-505К"

"Это установлено законом от 2003 года. Раньше не было моделей контрольно-кассовых машин, которые могли бы устанавливаться в легковые такси. Поэтому их, скажем так, не могли требовать. На сегодняшний день нашими заводами-производителями разработаны и введены в государственный реестр модели, которые можно использовать в легковых такси", — сообщили корреспонденту нашей газеты в отделе по контролю за применением контрольно-кассовой техники УФНС по РБ.

В августе нынешнего года в реестр были внесены более десяти новых моделей кассовых аппаратов. Среди них есть два таксометра — "Электроника-505К" и "Стайер-02К". Именно они и предназначены для такси. Официальная бумага об этом пришла в Бурятию в начале октября.

В преддверии начала массовых проверок легковых такси налоговики провели во всеуслышание объявили о своей новой политике на пресс-конференции. Кроме того, было проведено собрание, на которое были приглашены представители таксистского сообщества. Первоначально предполагалось, что установка таксометров в такси, осуществляющие перевозку пассажиров, должна закончится к первому ноября. После чего налоговики грозились провести массовые проверки. В ноябре ничего страшного не произошло. Теперь таксисты со страхом вступают в декабрь: рейды могут начаться с начала месяца.

По словам налоговиков, в Улан-Удэ есть несколько центров, которые могут оперативно установить таксометры и поставить приборы себе на обслуживание. Центры в предвкушении новых клиентов. Желая прикрепить их к себе, они уже обзванивают таксистские фирмы и предлагают свои услуги. Таксистам приносят таксометры, показывают, как они работают. "Сейчас от уговоров переходим к проверкам", — говорят в налоговой службе.

Такси ушло в народ

Все горожане помнят настоящую войну, которая развернулась между налоговиками и улан-удэнскими маршрутчиками. Налоговики настаивали на повсеместном внедрении в микриках кассовых аппаратов. Сами маршрутчики резко возражали против этого предмета. Итог противостояния таков, что маршрутки ездят без кассовой техники, предоставляя пассажирам возможность взять билет. На том все и успокоилось.

Городские такси не могут идти по этому пути, т.к. их роль в жизни города не так огромна, как у маршрутных микриков. Забастовка, предположим, микриков "третьего" маршрута парализует сообщение между густонаселенным п. Восточный и центром города, вызвав взрыв недовольства властями. Забастовка такси не вызовет катастрофических последствий. Даже если встанут все таксисты Улан-Удэ.

Популярность улан-удэнского такси в последние годы неуклонно растет. Сейчас поездка на такси стала весьма обыденным и заурядным явлением. Вызвать такси нынче по карману не только состоятельным горожанам, но и самым обыкновенным. "Наши люди в булочную на такси не ездят!", — говорили в советское время. За булкой хлеба, на такси, наверное, не ездят и сегодня. Но в других случаях они доставляют массу удобств. Хотя бы и для того, чтобы в мороз довезти ребенка до садика, дабы по пути в детское учреждение потомок не подморозил свои сопли.

Благодаря доступным ценам такси в нашем городе более чем востребованы.

Налоги... не увеличатся

Выбивание чека каждому клиенту, как выяснилось в разговоре с бурятскими налоговиками, не приведет к увеличению сбора налогов. Оказывается, величина уплачиваемых таксистами налогов не зависит от тщательного учета пассажиров и их оплаты.

"Они уплачивают налог на вмененный доход. Таксисты, кажется, платят примерно 900 рублей в месяц. Увеличения налогооблагаемой базы не будет", — поясняют налоговики. Но тут же отмечают, что пассажир такси — потребитель, а чек — это документ, доказательство того, что эта услуга оказана ему именно у этом такси. "Это делается в защиту прав потребителей", — говорят они.

Закон, действительно, требует при расчетами наличными деньгами выдавать клиенту какой-нибудь квиточек. Многие ИП, находящиеся на едином налоге на вмененный доход, выдают клиентам отрывные бумажные квитанции (у указанием суммы и печатью). Никаких проблем... Но таксисты в перечень счастливчиков не попали. Разумеется, бурятские налоговики в этом не виноваты.

Таксистское сообщество Улан-Удэ в глубокой растерянности. Фирмы такси зарабатывают не так много, как может показаться, а новые таксометры стоят около 15 тысяч рублей. Плюс расходы на установку и обслуживание в техцентре. Итого на одно легковое такси необходимо затратить 17 тысяч рублей.

Сейчас в Улан-Удэ работают приблизительно 22 фирмы такси, в каждой от шести до ста машин. Получается, что фирмы продающие кассовые аппараты, заработают на таксистах миллионы рублей.

Сами таксисты единственным итогом кампании по установке таксометров видят повышение цен на свои услуги. Если каждую машину оборудовать кассовым аппаратом, резко увеличится бумагооборот. Если таксист случайно неправильно что-то нажал, обязательно требуется составить акт, надо будет подшивать кипы Z-отчетов. Значит, в штат придется брать специального бухгалтера.

В фирмах такси большая текучка кадров. Водителями в свободное время работают учителя, железнодорожники, охранники, студенты, военные. Машины, на которых ездят таксисты, долго не живут, через два года она уже полностью "убита", и ее надо менять, к тому же машины очень часто ломаются, и таксометры придется часто снимать и переустанавливать, что опять же ведет к дополнительным расходам.

"Введение обязательных таксометров приведет к росту расценок. Не исключено, тариф возрастет в два раза. Горожанам придется расстаться с комфортом. А ведь нас холодная зима, рано темнеет, и такое удобство, как поездка в тепле и комфорте до подъезда да еще просьба о том, чтоб подождали и посветили, многим улан-удэнцам станет не по карману. Такси будет доступно лишь состоятельным людям", — говорит руководитель одной из фирм такси.

Излишняя настойчивость налоговиков по поводу касс в такси, действительно, приведет в тому, что такси перестанет быть доступным для многих горожан. Клиентов станет не хватать, и ряды таксистских фирм изрядно поредеют. В итоге бюджет лишится одного из источников дохода, а люди — законной работы и социальных накоплений.

Такси "по-черному"

Таксисты поражены заявлениями УФНС по РБ еще и потому, что федеральные власти сейчас как раз хотят сделать, чтобы все "вмененщики" могли работать без кассовых аппаратов. В Госдуме рассматривается соответствующее изменение в закон. Многие надеялись, что депутаты примут это решение до выборов. Но прежняя Госдума не успела сделать доброе дело.

"Одно слушание прошло. Но пока законопроект не подпишет президент РФ, он не имеет силы. А если "Единая Россия" займет большинство в парламенте и не пропустит поправку? Федеральная налоговая служба ориентируется на существующее законодательство", — отмечают наши налоговики.

Таксисты понимают, что налоговики не делают ничего незаконного. Пока на улан-удэнских таксистов не наложено ни одного штрафа. Но если они будут настаивать, то официальный бизнес ждет кризис. Зато буйным цветом расцветет нелегальный. Автомобилисты начнут таксовать , что называется, по-черному. Правда, при этом у них не будет ни соцпакета, ни "белого" заработка. Бюджет же лишится налогов.

"Мы провели проверку. Контрольно-кассовой техники, конечно, нет. Плюс очень много людей вообще не зарегистрированы в налоговых органах, не платят налогов, но работают, перевозят пассажиров", — признают наши налоговые органы.

Нелегальное таксование по закону является незаконным предпринимательством. За это гражданин тоже может быть привлечен к ответственности.

Налоговики имеют отличную возможность абсолютно законно сделать услуги такси недоступными для горожан.

Есть у УФНС по РБ и альтернатива — по-человечески ограничиться эпизодическими рейдами по такси, с наложением некоторого количества штрафов. Пойдут ли они по человеческому пути или предпочтут законно раздавить официальные таксистские фирмы и загнать отрасль в абсолютную тень — увидим в ближайшее время.

А вообще, таксистское ремесло вечно. Вопрос в том, "черное" оно или "белое". Такие вот приключения "Электроника-505К".

^