12.12.2007
На последнем заседании правительства Бурятии на прошлой неделе было объявлено, что реформы ЖКХ в Бурятии, по сути, до сих пор не было. Долгие годы, видимо, местные чиновники от ЖКХ занимались чем-то другим, отвлеченным. Вячеслав Наговицын пришел к выводу, что из-за прежних безнадежных попыток разобраться с "коммуналкой" срок ее реального реформирования может затянуться на 100 лет. И тут же было предложено значительно сократить столь несуразные сроки, за счет реализации новой реформы.

В 10 раз быстрее

Вековыми перспективами для местного ЖКХ президент Бурятии поделился с министрами весьма просто: "В этом году мы смогли заменить всего 6 котельных из 600. Такими темпами нам понадобиться 100 лет, чтобы все сделать".

Но Вячеслав Наговицын не дал чиновникам уйти мыслями в далекое фантастическое будущее и сообщил: "Кардинально меняются подходы к коммунальному хозяйству. По новой программе мы полностью модернизируем все ЖКХ за гораздо более короткий срок". И обозначил пределы этого срока 2019 годом, налицо десятикратное ускорение.

Собственно программу модернизации коммунальной инфраструктуры представил министр строительства и модернизации ЖКХ РБ Владимир Рубан. Выяснилось, что основная цель программы — создание условий для привлечения частных инвестиций.

Запланировано, что к 2010 году частные инвесторы будут контролировать 50% всех коммунальных услуг, а к 2012 — уже все сто. С другой стороны, тот же министр в том же докладе подчеркнул недопустимость продажи коммунальных объектов в частную собственность. Парадокс разрешился просто: инвесторам муниципальные объекты должны передаваться в долгосрочную аренду.

Программа будет реализовываться в три этапа. На первом будут разработаны программы развития "коммуналки" для каждого из муниципальных образований Бурятии. На местах подсчитают, что требуется и сколько нужно денег для нормального функционирования ЖКХ поселка или города.

Они будут обосновывать и буквально защищать каждый подлежащий реформе коммунальный объект. Для реализации первого этапа (подготовки документации) на 2008 год из республиканского бюджета будет выделено 27 млн. рублей. Доля софинансирования муниципальных образований должна составить одну сотую процента.

Кроме того, на первом этапе в будущем году должно быть закончено оформление всех коммунальных объектов в муниципальную собственность. Это облегчит дальнейшие юридические телодвижения с имуществом.

Собственно, и второй этап для "коммуналки" в 2009 году уйдет на бумажную работу. Муниципалитеты будут защищать и лоббировать свои программы, в то же время республиканская власть займется подготовкой и утверждением законов, постановлений — нормативной базой.

Ну, а третий этап будет самым длинным (2010—2019 гг.) и самым главным. Начнется полномасштабное строительство и модернизация коммунальных объектов в ходе программы. Одновременно с этим объекты ЖКХ будут сдаваться в аренду частному бизнесу на условиях концессионных соглашений.

Требуется 17 миллиардов рублей

Очень смелое, если не революционное заявление было сделано по поводу тарифной политики в рамках этой программы. Планируется, что "установленные до реконструкции и модернизации тарифы на коммунальные услуги, производимые модернизируемыми объектами из первой и второй группы сохраняются в течение семи лет с ежегодной инфляционной индексацией, и не более того".

Инвесторам не разрешат повышать цены на услуги ЖКХ больше, чем на процент инфляции. Тем не менее, в Минстрое предполагают, что уже к 2012 году в Бурятии не останется убыточных коммунальных предприятий. А произведенная массовая, буквально всепоглощающая модернизация позволит поднять на ноги ЖКХ республики.

В этой связи есть несколько сомнений. По словам Вячеслава Наговицына, "чтобы модернизировать коммуналку Бурятии необходимо 17 миллиардов рублей". Это немыслимые деньги в принципе, и тем более рассмотрение такой суммы как инвестиции в ЖКХ Бурятии кажется слишком фантастичным.

Найдется ли столько инвесторов, готовых вложиться в коммуналку, тем более, например, в сельских районах? Смущает не потенциальный интерес — он у инвесторов есть и сейчас. Смущает сама величина в 17 миллиардов: всей Россией будут ЖКХ Бурятии поднимать?

Есть финансовые сложности и поменьше. В бюджете Бурятии на три ближайших года уже принятом, кстати, никаких сотен миллионов на реализацию этой программы не предусмотрено. Из этой ситуации конечно выберутся. По сравнению с заявленной Владимиром Рубаном программой, изменения в бюджете кажутся легкой прогулкой.

Реальная картина - неизвестна

Но, несмотря на все сложности, реформировать ЖКХ все равно надо. Эксперты отмечают, что своей программой правительство Aурятии вовсе не изобретает велосипед. Концессионная форма сотрудничества бизнеса и власти в ЖКХ признана в России дееспособной, и чуть ли не единственно возможной. Ведь продавать объекты инфраструктуры нельзя, простая аренда не защищает инвесторов от сиюминутных политических и экономических интересов местной власти. Подобные схемы уже работают в различных регионах России, в том числе, кстати, и в Западной Сибири.

Более того, в Заиграевском и Иволгинском районах частные инвесторы уже попытались было зайти на рынок коммунальных услуг с концессией, но тогда коммерсанты и бизнес не смогли договориться.

Но до каких-либо отношений власти и бизнеса на поприще вытаскивания ЖКХ Бурятии из глубокой ямы еще далеко. В ближайшие два года власти столкнутся с проблемой в поселках и городах не менее сложной. Несмотря на заявленные 17 миллиардов рублей, необходимых "коммуналке", реальные картина на местах пока неизвестна.

Даже в самих муниципалитетах нет приблизительных данных о необходимых вложениях средств в местное ЖКХ. Простой пример — на протяжении долгих лет, в бюджет Бурятии от муниципалитетов шли заявки с заведомо заниженными суммами на ЖКХ. Этот парадокс объясняется просто: муниципальные власти просто элементарно боялись показать правительству Бурятии реальную ситуацию с ЖКХ на местах.

Так каждый год и закладывали: что-то на текущий ремонт, чтобы не вымерзнуть, и 1/25 или 1/50, например, от необходимого на капитальный, чтоб строку заполнить. Расчет глав муниципалитетов был понятен. Ведь полную сумму все равно никогда не дадут — чудес не бывает.

Так зачем тогда рисковать и первому на заклание идти, рассказав всю правду о своем районе или поселке? Но о такой ситуации в и в правительстве, и в Хурале тоже знали и особо по этому поводу не печалились. По той же причине. Чего огород городить, если деньги есть только на самое необходимое?

Благодаря нынешним идеям Вячеслава Наговицына люди в Бурятии документально узнают, что представляет из себя достопочтимое ЖКХ республики. Которое, кстати, реформируют без перерывов уже лет этак пятнадцать.

^