26.12.2007
В середине декабря в Москве состоялось официальное подведение итогов "Национального рейтинга закупок 2007". В нем принимали участие федеральные министерства и ведомства, все регионы России и часть муниципалитетов. А также крупные корпоративные заказчики, имеющие значительную долю государства и влияние на рынке. Республика впервые вошла в число регионов, где государственная закупочная деятельность была признана положительной. Но на фоне подобной радости присутствуют проблемы, решение которых не стоит откладывать, дабы подобные успехи не оказались мимолетными.

Проект "Рейтинг прозрачности" осуществляет ежегодное составление рейтинга государственных и корпоративных структур по уровню прозрачности и эффективности процедур. Проект проводится национальной ассоциацией участников электронной торговли "НАУЭТ" при поддержке Федеральной антимонопольной службы России и Государственной Думы.

Бурятия по итогам рейтинга заняла 24 место и вошла в число регионов с высокой средней прозрачностью. Организаторы рейтинга специально отметили высокий рост прозрачности тендеров и аукционов в Бурятии за период второй половины 2006- -2007 годов.

В комментарии "Номер один" глава республиканского агентства по госзакупкам Егор Олзоев подчеркнул, что "подобные рейтинги — это, в первую очередь, система общественного контроля над проведением в стране государственных закупок, то есть рациональным использованием бюджетных средств. Надо честно признать, мы не особо готовились к этому мероприятию. Просто в установленные сроки отправили все необходимые документы, к тому же организаторам конкурса всегда была доступна информация с нашего официального сайта www.burzakup.ru".

Необходимо отметить, 24-е место вызывает положительные эмоции само по себе, но звание региона с высокой средней прозрачностью (ПР) куда эффективней. Во-первых, пользователями информации рейтинга является правительство России, в лице Минфина, МЭРТа, а также контрольные и надзорные органы — Счетная палата, Генеральная прокуратура. Да и потенциальные участники тендеров в республике выказывают в этом случае больше доверия к действующим организаторам конкурсов и тендеров.

Из всех регионов-соседей нашей республики только Томская и Омская области оказались выше Бурятии. Томск вообще в числе четырех лидеров по стране со статусом "гарантированная прозрачность" (ПР++). Непосредственные наши соседи — Иркутская, Читинская области — обладают базовой прозрачностью (ПР-) и находятся в рейтинге значительно ниже Бурятии.

Организаторами рейтинга было отмечено, что наиболее позитивные подвижки идут в регионах, где есть централизация закупок. Это в полной мере относится и к Бурятии, где за Агентством по государственным закупкам был закреплен статус "уполномоченного".

Иначе говоря, в регионах, где закупки до сих пор организовывают отдельные министерства и ведомства, эффективность относительно невысока, и в ряде случаев частные или ведомственные интересы превалируют над государственными.

Также большей прозрачности государственных закупок способствует введение электронных торгов. Как отметил Егор Олзоев, "в системе электронных аукционов у нас тоже есть определенные сдвиги. Проводить аукционы начали с прошлого года, и их количество постоянно увеличивается. При этом эффективность электронных аукционов в среднем в два раза выше обычных.

Кроме того, "Автоматизированная информационная система государственного заказа", о которой много говорилось, заработает, предположительно, в апреле следующего года. Учитывая итоги всероссийского рейтинга, Егор Олзоев считает, что систему "уполномоченного" органа в виде агентства по госзакупкам надо развивать. Но в этой связи возникают естественные трудности. Прежде всего — материальные и имущественные, как ни банально.

Пока существует нерешенный вопрос с физическим увеличением объема работ. В стране появилось достаточно денег, бюджетные вливания в том числе в Бурятию, растут ежегодно. Поэтому число проводимых конкурсов увеличиваются в разы. Если в 2006 году то же агентство по госзакупкам провело порядка 300 конкурсов, то в нынешнем число приблизится в пятистам.

"А что значит увеличение конкурсов чуть ли не вдвое?" — комментирует ситуацию Егор Олзоев, — "Это соответствующее возрастание документооборота, времени и физической нагрузки на специалистов агентства". В агентстве, как и прежде, работают, согласно штатному расписанию, 19 человек. Причем любая ошибка в цифре или в виде неправильно поставленной запятой грозит претензиями участников-бизнесменов вплоть до судов, а также потерей доверия к государственным структурам

Это, кстати, общероссийская проблема. Но в Москве число сотрудников "закупочного" ведомства увеличилось с 76 человек до 200, в Иркутской области — с 26 до 52 специалистов. Но в Томске и Саратове пошли по другому пути. Там через конкурс пригласили специализированные организации, которые занимаются сугубо процедурной работой. В этом случае нагрузка на госслужащих упала до нормальной.

Еще одна проблема, видимая невооруженным взглядом, — это нехватка рабочих площадей агентства. Показательный пример: руководитель агентства Егор Олзоев давал комментарий "Номер один" в кабинете своих подчиненных, в то время как в его офисе проводился очередной конкурс. Места действительно не хватает. По его мнению, надо учитывать, что республиканское агентство по госзакупкам является "воротами в Бурятию" для бизнеса. Желающие участвовать в конкурсах на территории республики, начинают с ней знакомство именно с офисов этого государственного ведомства.

Больной вопрос — это формирование конкурсных комиссий. Для участия в них необходимы действительно независимые эксперты, не связанные ведомственными интересами, как это часто бывает. К тому же это серьезная работа, которая должна соответствующе бюджетно оплачиваться, что в свою очередь повлияет и на неангажированность участников комиссии.

По словам Егора Олзоева, президент и правительство Бурятии знают об этой проблеме, и он надеется на ее положительное решение.

^