16.01.2008
Жители Бурятии настолько привыкли к бурной истории большой родины, что не заметили еще одной революции. А ведь она может повлиять на их жизнь не меньше, чем борьба политических партий.

 - Прошлый год стал годом прощания с остатками советского и постперестроечного типа организации продаж. Мы можем навсегда сказать "прощай" сомнительным тетенькам в киосках и приветствовать западные супермаркеты с тележками, — констатирует Алдар Бадмаев, кандидат экономических наук, заместитель председателя горсовета по предпринимательству, — улан-удэнские торговые сети ушли от хаотичной структуры к четко построенному бизнесу. Тот, кто не сумел вовремя перестроиться — исчезает в небытие.

Как отмечает Алдар Бадмаев, сейчас на улан-удэнском рынке могут успешно работать только три формата продуктовых магазинов: "пятиминутки", "эконом-класс" и cash-and-carry. Первый тип магазинов отличается узким ассортиментом (обыкновенно до 300 единиц товаров) и всегда находится поблизости от жилых домов, по крайней мере, в пятиминутной досягаемости. Чем ближе магазин к вашему дому, тем чаще вы будете в него заходить, если вам надо совершить небольшую покупку. Хлеб, молоко или пиво — ради этого вы не поедете в cash-and-carry. Этот тип магазинов будет преуспевать всегда.

Кажется, что маленьким магазинчиком много не заработать, но если у вас сеть "пятиминуток", то можно пробовать диктовать свои условия поставщикам. Сравнительно недавно в Улан-Удэ стала появляться первая сеть "магазинчиков у дома" под брендом "Барис". Торговый дом "Барис", занимающий, по оценке Алдара Бадмаева, примерно половину республиканского оптового рынка бытовой химии, успешно справляется и с новым для себя "продуктовым" направлением. Несмотря на формат "пятиминутки", цены в этих магазинах довольно низкие.

— Второй тип магазинов, "эконом-класс", находится уже на перекрестках дорог, по пути домой. Товарный ассортимент здесь составляет уже несколько тысяч единиц. — говорит Алдар Бадмаев, — Это обязательно магазины самообслуживания. Для владельца такая организация — способ снизить расходы на персонал, а для покупателя — ускорить процесс покупки и дать удобную возможность лично изучить все интересующие товары. Сюда можно отнести все "Титанэкономы", "Спутники", некоторые из "Абсолютов" и с натяжкой — сеть магазинов "Либерти". Последняя сеть магазинов обыкновенно позже всех остальных реагирует на изменения рынка, повторяя шаги конкурентов. Не лучший способ конкуренции на меняющемся рынке.

По мнению Алдара Бадмаева, самая главная новинка для улан-удэнцев — это магазины формата cash-and-carry. Сюда приходят не для разовой покупки, а чтобы затариться продуктами для всей семьи на неделю или перед коллективным выездом на природу. Мало назваться cash-and-carry, надо этому соответствовать. Ассортимент насчитывает от 30 тысяч наименований, торговые площади оборудованы таким образом, чтобы между стеллажами есть свободный проезд для продуктовой тележки. Покупатели должны иметь возможность совершить мелкооптовую покупку по более низкой цене, чем в "эконом-классе".

В этом формате работают "Абсолют", "Два кита", "Мега-Титан". Четкое позиционирование на рынке и грамотные рекламные ходы выгодно отличают "Абсолют". "Мега-Титан" для снижения своих цен пользуется связями, которые наработал как оптовый поставщик.

— Думаю, в этом году нам предстоит стать свидетелями битвы за рынок между "Абсолютом" и "МегаТитаном". Их долгосрочные позиции на рынке будут зависеть от того, насколько грамотно сработают менеджеры в 2008 году — отмечает Алдар Бадмаев.

Если противостояние "Абсолюта" и "Мега-Титана" — это битва за лидерство, то на периферии рынка постоянно исчезают слабейшие. Так, с недавнего времени перестали работать продуктовые магазины "Гевс", закрылись некоторые магазины сети "Семья".

— Магазины старого типа, не успевшие перестроиться на современный манер, потеряли в прошлом году 50% объема продаж, — приводит статистику Алдар Бадмаев, — и этот процесс для "устаревших" будет продолжаться. Шаткой можно назвать позицию магазинов "Либерти", которые не демонстрируют никаких интересных решений для покупателя. Еще один кандидат, претендующий "на вылет", — сеть магазинов "Спутник". Хотя именно они обустроили первый супермаркет в Улан-Удэ, сейчас их подводит крайней неудачное расположение их магазинов.

Только один магазин, находящийся у площади "Советов", стоит в довольно удачном месте. А вот супермаркет на Бабушкина расположен у оживленного перекрестка, но там неудобная парковка. Впрочем, для "Спутников" может стать подспорьем новый бизнес владельца, связанный с производством мяса и мясных изделий. К созданию своих производственных мощностей и агрокомплекса стремятся почти все крупные продуктовые сети на западе России.

Однако диверсификация бизнеса (рассредоточение его направлений) не всегда полезна для основного направления. Увод активов в новые сферы деятельности может привести к застою и проигрышу на традиционном поле. Именно поэтому многим бизнесменам в наступившем году придется задуматься о "сужении" своих амбиций". Все изменения на рынке продуктов пока приносят улан-удэнцам только пользу. Покупатели могут выбирать между различными типами магазинов, которые удовлетворяют основные запросы потребителей и предлагают все более современный сервис. В итоге же "невидимая рука рынка" покажет знак победы самым грамотным менеджерам и владельцам бизнеса.

^